Как финансировать проект, неясно. Повышать стоимость проезда власти не дают.
В Кузбассе в отличие от Омска и не начинали строить метро, однако «легкое метро» проектируют. Московская «Первая компания транспортной инфраструктуры» представила властям Новокузнецка и области проект создания в городе «легкого метро». Инвестор планирует реализовать его на условиях концессионного соглашения, заключаемого на 30 лет. В планах компании, в частности, ремонт 106 км трамвайных путей и энергохозяйства, трех депо, закупка около 100 новых вагонов. В числе плюсов новой системы представители компании называют доступность всех маршрутов для маломобильных граждан, высокую скорость сообщения (18-20 км/ч), обновленный и исправный подвижной состав.
Приступить к созданию условий для транспортной системы можно уже в 2019 году. Речь идет, в частности, о введении электронной оплаты проезда и билетов без доплаты за пересадки, поэтапном внедрении новой маршрутной сети, обособлении трамвайных путей, а также проектировании и реконструкции первого участка, закупке подвижного состава и запуске в эксплуатацию маршрута №1. В 2020 году компания готова приступить к проектированию, реконструкции и запуску линии по другим маршрутам. В 2021 году планируется пуск линий третьей очереди и формирование концессии по строительству новых трамвайных линий, в 2023 году компания рассчитывает начать строительство и запуск новых трамвайных линий для поэтапного охвата «легким метро» всех основных пассажиропотоков города.
Финансирование проекта составит не менее 10 млрд руб. В числе источников средств для проекта компания называет кредиты банков, оплату проезда и средства, привлеченные в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги». По оценкам компании, объем федерального гранта на развитие инфраструктуры трамвая может составить 1-3 млрд руб., до 1 млрд руб. – субсидия на обновление подвижного состава, сообщил «Коммерсант».
Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев посоветовал потенциальным концессионерам «брать пример с Германии», в которой движение общественного транспорта отличается высокой точностью, и высказал пожелание, чтобы «стоимость нового трамвая (трехсекционный трамвай для Москвы обходится в 90 млн руб.) не ложилась на плечи тех, кто пользуется общественным транспортом» и чтобы тариф не превышал 20 руб. за одну поездку. Он добавил, что областные власти заинтересованы в разработке такой схемы, потому что денег в бюджете для единовременного приобретения подвижного состава и модернизации сети нет. Мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов поставил условие: чтобы затраты Новокузнецка «не составляли ничего». «Вы можете покупать хоть «мерседесы», хоть «порше», но покупать трамваи вы будете себе, а возить вы будете нас за 20 рублей», – сказал он.
Эксперты считают, что компании будет сложно привлечь банковское финансирование, если концессионным соглашением не будет предусмотрено право инвестора расторгнуть концессию с возмещением концессионеру суммы привлеченного на реализацию проекта кредита, собственных затрат инвестора, а также недополученного дохода за три-пять лет. Первая в РФ концессия в сфере ЖКХ в Краснодарском крае была расторгнута через суд именно по этой причине – власти отказались поднимать тарифы, а инвестор оказался не в состоянии продолжать инвестиционную программу по модернизации систем водоснабжения
ООО «Первая компания транспортной инфраструктуры» зарегистрировано в Москве в 2016 году. Уставный капитал – 10 тыс. руб. Единственный владелец компании Феликс Винокур является совладельцем (40%) ООО «ПК Транспортные системы», производящего городской электрический транспорт (трамваи «Пионер», «Варяг», «Богатырь» и др.). Выручка компании в 2017 году – 10,4 млрд руб., чистая прибыль – 3 млрд руб.
В Омске «легкое метро» – один из способов достройки метрополитена. Но конкретики пока, судя по заявлениям чиновников, нет.