«Мы не политики, мы защищаем законное право наших детей», – уверяет омичка, выступившая от имени родителей, ребятишки которых получают семейное образование, в ответ на заметку на БК55 в рубрике «Версия».
– Родителям ничего не остается, как выходить на протестные пикеты и пытаться защищать свои права в СМИ.
Отмена компенсационных выплат родителям, которые перевели детей на семейное обучение, как гром среди ясного прогремела над семьями, и без того находящимися под пристальным наблюдением властей и без должной поддержки со стороны государства.
Напомним, ранее Заксобрание согласилось с этой инициативой облправительства (вопрос поднимался ещё при Викторе Назарове) и большинством голосов утвердило отмену по всему региону. При этом Омская область является единственным в Сибири регионом, где действовала данная компенсация. По сути, отмена означает, что родители остаются полностью без поддержки государства. А ведь родители еще и работают, являясь налогоплательщиками.
Часто в таких семьях один из родителей работает, а иногда и оба, чтоб содержать семью, а другой (или оба) обучает детей, воспитывает, полностью организует процесс обучения, социализации, дополнительного образования и развития детей как гармоничных личностей и будущих граждан. Становится ясно, что для приведения такой системы в жизнь кто-то из родителей жертвует своей работой, карьерой. А раз нет работы, нет и заработной платы, значит, семья недополучает часть материальных средств.
Так вот, компенсационные выплаты были призваны заменить собой одному из родителей эту заработную плату. По сути, родитель, обучающий своих детей, является учителем. И федеральный закон является гарантом этой поддержки от государства.
Немногие родители готовы взять на себя это нелегкое бремя – учить детей, основная масса боится ответственности и нагрузки. На работе легче, чем с детьми дома. Отсюда следует вывод, что родители, взвалившие на себя это бремя ответственности, являются ответственными перед государством гражданами с активной жизненной позицией, воспитывающие таких же ответственных детей.
Омский министр образования Татьяна Дернова вбила клин между обучающими своих детей на семейном образовании и семьями, выбравшими обычную муниципальную школу для своих детей в качестве образования и воспитания, сказав, что дети, находящиеся на семейном обучении, являются чужими, живущими на налоги налогоплательщиков, что вызвало резонанс в обществе. Она посеяла семена раздора, которые тут же подхватили проплаченные СМИ. И продолжает их сеять, а в СМИ началась травля семейников и ни в чем не причастных к этому делу людей.
Вот некоторые ответы на вопросы, появившиеся в СМИ.
«Письменные обращения в ведомство недовольных родителей, пока что получающих компенсацию, составлены чуть ли не по одному шаблону, с одинаковыми формулировками» ровно потому, что семейники представляют собой сообщество, которое пытается выработать единую позицию.
Полагается, что та кампания, которая развернута против семей, находящихся на семейном образовании, в средствах массовой информации, за которой, судя по всему, стоит министерство образования Омской области, направлена не на конструктивное решение реальных проблем системы образования, а на то, чтобы просто «протолкнуть» сырое и неприемлемое для 1200 детей, получающих образование в форме семейного, решение.
Появляются вопросы как к СМИ, так и к министерству образования Омской области, вопросы, которые вскрывает ситуация с отменой компенсаций за семейное обучение.
Если исходить из того, что компенсации за семейное обучение создают некий дисбаланс в финансировании системы образования, то почему они были в свое время введены? Кто ответит за то, что было принято это, как считает Министерство образования Омской области, ошибочное решение? Более того, насколько можно понять из разъяснений Т.В. Дерновой, Контрольно-счетная палата Омской области в системе компенсаций углядела нарушение. Кто за это ответит? Кто ответит за то, что две тысячи семей в Омской области перестроили свои семейные стратегии с учетом этих компенсаций, а теперь нам говорят, что это «не положено»?
При этом дети часто заканчивают начальную школы в таких семейных условиях. Если у родителей нет средств поддерживать семейное обучение самостоятельно, ребенок должен будет перейти из семейного обучения в обычный класс. Покажите нам того психолога, педагога, любого эксперта, который скажет, что это в интересах ребенка.
И всем понятно, что в законных интересах детей, уже длительное время обучающихся на «семейном обучении», сохранить эту форму. Невооруженным взглядом видно, что в том, как оформлено решение об отмене компенсаций, проглядывается нарушение прав детей, если решение будет принято в таком виде, позиция семейников будет донесена до Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, до Генерального прокурора РФ.
Итак, первые два вопроса: зачем министерство образования Омской области пытается нарушать права детей, находящихся на семейном обучении, а также кто за это ответит?
Еще вызывает интерес и то, кто персонально стоит за компанией очернения общественности, ратующей за сохранение компенсаций за семейное обучение. Предполагается, что именно те, кто стоят за очернительными материалами, стоят и за политизацией вопроса. В то время как общественность задает справедливые вопросы, касающиеся предмета – «семейного обучения», неведомые оппоненты, стоящие за СМИ, просто очерняют эту общественность, обвиняя в ангажированности и продвижении интересов коммерсантов.
Наш народ мудр и вранье видит невооруженным взглядом. Особенно наш народ чуток к понятию справедливости. Если решение по отмене компенсаций справедливо, зачем нужно было делать это «втихую», без обсуждения с родительской общественностью? По раздобытым материалам (именно раздобытым, потому что проводился этот проект в тайне) проект раскритикован прокуратурой, ряд замечаний выдвинули депутаты. А у родителей детей, обучающихся на семейном обучении, министерство образования Омской области спросить замечания не посчитало нужным?
И теперь, по-видимому, поняв провал своей позиции в общественном мнении, чиновники не находят ничего лучше, чем просто обвинять семьи в корысти и продвижении интересов коммерсантов. Это просто невообразимо, особенно на фоне заявлений чиновников, оскорбляющих многодетные семьи, а также небогатых людей. Родители, обучающие своих детей на семейном образовании, не люди, или они эти деньги воровали? Государство само их дало, а теперь это же государство спокойно ломает образовательный процесс детей (судьбы детей, по большому счету) через колено. А если семьи не согласны – то они просто продвигают интересы коммерсантов.
Браво, господа чиновники! Так держать, такими темпами от народного доверия к вам даже пустого места не останется.
И, наверное, самое главное.
Что сделало министерство образования Омской области для того, чтобы нормализовать ситуацию в муниципальных школах?
Задайтесь вопросом, господа чиновники министерства образования Омской области: «Зачем люди ищут альтернативу обычным школам по месту жительства?».
За каждым ребенком-«семейником» стоит история не справившейся муниципальной школы. Иногда это печальные истории, иногда трагические, а иногда просто вопиющие.
В муниципальных школах повсеместны непрофессионализм учителей, насилие, маты в детской среде. Через один случай родители рассказывают о неумении и нежелании учителей разрешать конфликты детей, применять технологии работы с неуспевающими детьми, контролировать уровень доверия и отношения в коллективах детей.
Отчитали материал, усвоил или нет ребенок – его проблема. Любят повторять, что «по новому ФГОС учитель только дает направление обучения». А знания теперь школа не дает?
Почему СМИ, депутаты не спрашивают у чиновников о состоянии муниципальных школ, но при этом так легко транслируют мнение, очерняющее «семейное обучение». Это и есть независимая журналистика? Как теперь семейники должны относиться, в частности, к 12 каналу, устроившему настоящую вакханалию вокруг семейного обучения, смешав все проблемы в одну кучу и разбавив их изрядной долей откровенной лжи? Народ и так не смотрит новости по телевидению из-за однобокости, теперь многие убедились во вредности этих СМИ из-за их вранья.
Благодаря травле омские семьи, обучающие детей на семейном обучении, стали объединяться, стали сплоченнее и граждански активнее. Благодаря сложившейся ситуации родители начинают разбираться в законах и становятся юридически грамотнее.