Одно не исключает другое, отметили замминистра и областной депутат.
Вчера на пресс-конференции о мерах поддержки сельского хозяйства в Омской области замглавы регионального минсельхоза Николай Дрофа прокомментировал парадоксальную ситуацию с демографией и рабочими кадрами в сёлах и деревнях.
С одной стороны, эти населённые пункты пустеют, оттуда уезжает молодёжь, так как нет работы. С другой – во многих хозяйствах – АО или СПК – подолгу не могут закрыть у себя вакансии доярок или, например, механизаторов. Достаточно «прошерстить» сайты районных центров занятости и убедиться в этом.
«Отток населения действительно есть. Замена техники на высокоэнергонасыщенную ведёт к сокращению потребности в кадрах. Новые технологии приходят – в растениеводстве видим, что приходит мощный трактор, который может за сезон посеять на 2,5 тысячах гектаров, в то время как в советское время для этой площади нужно было три-четыре единицы техники. Так что люди высвобождаются. Но и одновременно второе – огромная проблема кадров. У нас 21 учебное заведение в АПК, но обеспечить сегодня хозяйства в полном объёме специалистами, конечно, невозможно. Привлекательность труда в сельской местности уступает городу. Отсюда и эти проблемы», – сказал Дрофа.
Своё мнение высказал и председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Заксобрания Анатолий Беззубцев. Он вспомнил, что в 70-е годы сам был свидетелем того, как в деревнях кипела жизнь. Там были студенты, которые уезжали учиться в омские вузы и потом возвращались.
«А сейчас такого нет. Если глобально говорить – всё определяет спрос. Тогда был спрос на сельхозпродукцию. И эту продукцию выращивали везде. И на юге области, и в центре, и на севере. Она была востребована. Не везде она была экономически обоснована и с одинаковой прибылью. И даже те хозяйства, которые получали убыток, за счёт государства эти убытки компенсировали. В более поздние времена этот механизм хотели применять. В северной зоне были отдельная субсидия, отдельные дотации. Но в целом не получилось. На селе сегодня худо, если говорить откровенно. Это объективно. Потому что потребность любого человека – какая? Чтобы были вода, в том числе горячая, дорога, организованный труд. Потому что в тех деревнях, где есть те, кто сами организуют, и есть те, кому нужно труд организовать. Так вот, этого всего в селе нет. И это самая большая проблема», – отметил депутат.
Мероприятия минсельхоза по улучшению ситуации не решают проблемы. У всех людей есть право выбора – чтобы получить хорошие образование для своих детей и медицину, они могут уехать в город. Другой вопрос – что нужно делать, чтобы изменить и приостановить ситуацию.
«Я уверен на 100% – без постановки вопроса «Что такое село – производство продукции или образ жизни?» нельзя. Государству нужно найти деньги на то, чтобы образ жизни в селе менять. А для этого нужны деньги, вы лучше меня знаете, какие. Мы можем составить мероприятия. Но нужна серьёзная программа. И точно так же я уверен, что власть это понимает. Но время пока не пришло», – добавил Беззубцев.
Как подчеркнул он, должны участвовать в жизни села и сельхозпредприятия. Если этого не делать – завтра можно остаться без кадров. И даже большая зарплата не является тут самым решающим фактором.
Поиск сотрудника, также сказал Дрофа, должен начинаться со школы. Если этого нет, то ждать специалистов, которые решат все вопросы – утопия.
«Поэтому сегодня и наше министерство, и министерство образования ведут работу, создают аграрные классы, формируют целевую аудиторию для поступления в вузы. Но не всегда есть участие в этом производителей. Культура социального партнёрства, участия в жизни территории пока что у нас формируется», – заявил чиновник.