Как и предрекал наш ресурс, Омский академический театр драмы не остался без наград некогда национальной театральной премии. Итоги «Золотой маски» были подведены накануне.
16 апреля на Исторической сцене Большого театра прошло чествование победителей Российской театральной премии и Фестиваля «Золотая Маска». В число номинантов юбилейной, 25-й по счету, награды вошли два спектакля Омской драмы сразу в 9 номинациях.
Жюри фестиваля присудило приз за лучшую женскую роль второго плана Народной артистке России, звезде «академиков» Валерии Ивановне Прокоп, за роль в спектакле «Время секонд хэнд» режиссера Дмитрия Егорова. БК55, рассказывая о показе постановки в Москве, намекал, что у продукта г-на Егорова большие шансы на успех, хоть в одной из номинаций. Ведь ему обеспечена поддержка определенной части театрального сообщества, где активную роль играет его мама — редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская.
Совершенно очевидно, что проголосовать за сам спектакль, поставленный по произведению настроенной откровенно антироссийски Светланы Алексиевич, жюри «Золотой маски» не могло. Поэтому награду дали исполнительнице второго плана, 77-летней Валерии Прокоп — маме известного актера Сергея Чонишвили.
Вдова артиста, чье имя носит Омский Дом актера — Ножери Чонишвили, бывшая супруга звезды Омской драмы Валерия Алексеева г-жа Прокоп оказалась идеальной кандидатурой для награды. «Жизнь продолжается! Я хочу сказать всем спасибо! Благодарю замечательного режиссера Дмитрия Егорова, к которому мы прикипели всей душой за время сочинения спектакля. И, конечно же, моих коллег, которые стоят рядом со мной на сцене во время спектакля. И моя огромная любовь — Омскому академическому драматическому театру!» — с улыбкой произнесла во время награждения на сцене Большого театра Валерия Ивановна.
«Конечно же, мы работаем не ради «Золотой маски» или какой-то другой премии. Мы прежде всего работаем для нашего зрителя. Но действительно, «Золотая маска» — это настоящий «знак качества» в театральном мире. И войти в число номинантов на эту премию — большое достижение для любого театра, будь он ведущим столичным или не очень большим, приехавшим издалека. Ну и, конечно же, для всех нас стало большой радостью присуждение «Золотой маски» прекрасной актрисе нашего театра, Народной артистке России Валерии Ивановне Прокоп», — заявил директор Омской драмы Виктор Лапухин.
В начале мая спектакль «Время секонд хэнд» вместе со спектаклями ведущих театров Москвы и Санкт-Петербурга будет показан в рамках фестиваля «Золотая маска» в Омске». Правда, освещать его у большинства местных СМИ возможности не будет: главный омский театр презентует проект как чисто коммерческий, а потому вероятность бесплатного попадания культурной прессы на постановки, заявленные в нынешней афише феста, равна нулю.
Как заявил на недавней пресс-конференции директор нашей драмы г-н Лапухин, старейшему местному учреждению Мельпомены придется отказаться и от традиционных пресс-показов перед премьерами — СМИ обычно приглашались на них. По версии Виктора Лапухина, ему предъявили претензии проверяющие органы — дескать, показываете полноценный спектакль, а билеты не продаете. Таким образом, главный местный театр станет еще более закрытым — там уже давно не позволяют снимать фотокорреспондентам, а теперь и прессу не будут допускать.
Что же касается Российской театральной премии и Фестиваля «Золотая Маска», то проект этот учрежден в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная награда за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол). Лауреаты определяются жюри на ежегодном Фестивале спектаклей-номинантов.
Список экспертов меняется ежегодно, но это довольно закрытое сообщество. Тенденции и направления хорошо прослеживаются. Всегда есть свои фавориты и любимцы. Не так давно премия утратила статус национальной, поскольку из состава ее учредителей вышло федеральное министерство культуры.
По слухам, государство намерено учредить собственные награды театралами, так как периодически недовольно теми, кого награждает профессиональное театральное сообщество. Заметим, что федералы имеют право на свою точку зрения — постановки чаще всего создаются на бюджетные средства.
Виталий Маевский
фото: ИД «ТРИЭС»