На митинг завода «Техуглерод», куда пригласили «главное зло» — блогера Ориса Брута — сайт БК55 приехал незваным.
В отличие от «СуперОмска», «ВОмске» и, естественно, «Омск-Информа» и прочих СМИ. Их было, надо отметить, предостаточно. Всё было, как у больших: все поголовно «офлажочены» под песни времен СССР, трибуна, видеоэкран, не меньше тысячи народу с загодя подготовленными плакатиками и транспарантами типа «Руки прочь от завода», «Атака на «Омсктехуглерод» палки в колеса нацпроекта», «продажные СМИ», цитаты Путина и проч.
Про нацпроект, наверное, в 35 вариантах, чтобы никто не сомневался: «нацпроект=«Техуглерод» не просто лозунг…
Рядом несколько сотрудников рьяно делили «честь держания» транспаранта:
— Слышь, возьмите, а?
— Не-не-не, давайте сами…
— Ну чё, трудно, да?
— Держи-держи, сама, сама…
Настроение, в общем, было трудовое: кто бодро-весел, кто хмуро-сосредоточен. Ждали.
Наконец-то началось. Дама-ведущая, слегка путаясь в словах, объяснила правила поведения на митинге и пригласила САМОГО: председателя совета директоров ООО «Омсктехуглерод» Валерия Каплуната. В пафосной (да ничего подобного!) речи минут на 20-30 (или так показалось) Валерий Николаевич подробно изложил «этапы большого пути» — 75 лет на рынке, шутка ли! Дольше, чем протянула Октябрьская революция. В жестокой, конкурентной битве. И, судя по статистике, они одолевают своих противников. Только за последние 5 лет увеличили объем производства товарной продукции в 2,2 раза, производства технического углерода в национальном выражении в тоннах в 1,5 раза, выплату налогов — в 2 раза.
Странно, а почему тогда они, как пишут в комментах, даже не в первой десятке налогоплательщиков за 2018 г.? (см. «Каплунат опять «зажигает»: история войны сажевого олигарха со СМИ засверкает новыми красками»).
Если бы по стране были такие темпы роста, то все наказы Путина были бы давно выполнены. Более того, Валерий Николаевич уверен: «Ни одна более-менее значимая страна не развивается такими темпами, как развивается наш проект. Достигли серьезных, победоносных вершин. Конечно, есть проблемы, конечно, есть ошибки, но мы их исправляем». Конец цитаты. Без ложной скромности. Солидно. Впечатляет.
Но это была лишь первая часть Марлезонского балета.
Вторая половина была посвящена сожалениям и «мафиозно-криминальным кругам» со своей «криминальной рентой». В частности: «И, конечно же, к сожалению, мы вынуждены это признать: мы никогда, ни при каких обстоятельствах не ориентировались на то, что есть так называемые мафиозно-криминальные круги. К сожалению, туда входят и работники правоохранительных органов». Слава богу, что правительство борется, и успешно, как сказал, э-э-э (паУза, «ха-ха» три раза), пресс-секретарь президента Песков, с этой публикой.
Но! Они (завод или Каплунат?) «сталкиваются, к сожалению, с коррупционными проявлениями властей предержащих». И если раньше их «пытались преследовать путем злоупотребления должностными обязанностями со стороны государственных структур» — слава богу, это всё в прошлом! — и люди пострадали, и люди ушли в отставки, кого-то посадили. Потому что у нас очень принципиальная позиция: если мы не совершали преступления… кто-то должен идти в тюрьму. Это наш принцип». Конец цитаты.
Если честно, не совсем поняла, кого «ушли-посадили» и кто за что страдал, но позиция «кто-то должен пойти в тюрьму» любопытная. Опять же, они свято берегут модель, которую сформировали, которая «не платит криминальную ренту. Но, к сожалению, не все проекты могут этим похвастаться».
Между тем очередной порыв ветра принес ощутимую вонь с отчетливым привкусом химии. Отреагировало только несколько корреспондентов. Видимо, остальные привыкши. Дальше.
Наглядным примером платящих «криминальную ренту» послужила «грандиозная фирма «Мостовик», чьих «стоимостных показателей» в этом году наконец-то достиг «Техуглерод». Вся «модель «Мостовика» была построена на выплате криминальной ренты. Точные цифры неизвестны, Валерий Николавич уверен — это были «колоссальные суммы… миллиарды рублей». А далее последовало несколько садистское заявление: «корова» умерла, потому что «от усердия коррупционеры оторвали у неё вымя». Второй пример — «к сожалению», компания «Оша» с официально заявленными долгами более 3 миллиардов. И у них ушли деньги, хоть они и не признаются, на выплату «криминальной ренты».
Коготок увяз, всей птичке пропасть.
Г-н Каплунат, решив вдруг «не говорить каким-то намеком», потому что чувствует «по отношению к нам систему таких двойных стандартов, которую проявляет наша власть», заявил, что принцип власти в следующем: это не наше дело, разбирайтесь сами, вот есть суды, а мы тут ни при чем. Вот тут-то мы и подошли к «основному блюду». А кто будет выполнять напроекты России? Ведь «Техуглерод» — та точка роста, «единственный успешный проект» на территории области, «способный двинуть эти процессы». Да что там! Французский «Мишлен» удивили до невозможности: это же авантюра, увеличить за 5 лет объем производства в 2 раза. На что получили горделивый ответ: в полтора-то увеличили.
Н-да, сам себя не похвалишь — никто не похвалит. А химией всё продолжает вонять.
Потом пошло угрожающе-утверждающее: мол, никто нам в этом не сможет помешать. Если же кто-то будет «противодействовать в целях выплаты криминальной ренты, мы их накажем. Накажем через закон». И далее: «И никакая власть не сможет умыть руки. Мы заставим власть реагировать на нас, мы заставим власть принимать участие в национальных проектах». Конец цитаты.
Что тут сказать: ну, облправительство, погоди! И далее уже утверждающе-обвиняюще: «Как минимум криминальные, все прочие мародёры не способны взять и сделать то, что делаем мы! Они могут только воровать. У них есть информационные марионетки. И мы их знаем, мы их не боимся… Они выполняют задания тайных кукловодов… И горе той власти, которая не способна оценить эти процессы… Потому что предыдущий губернатор (Назаров) собственно и был снят за, мягко скажем, «импотенцию».
Залакировал лозунгом: мы способны, справимся, выполним, сразим и удивим. Запад. И кровожадно добавил: «Мы расправимся со всеми, кто нам мешает по выполнению великой программы. Мы — основа этих замечательных планов. Спасибо».
А вокруг «утомленные солнцем» лица: и тебе спасибо, думали, не доживем. До конца речи.
Бурные продолжительные аплодисменты.
Прошу прощения за столь утомительно подробный пересказ. Просто остальные выступающие, за исключением мелких деталей, читали по бумажке то же самое.
Ген. директор Алексей Поддубняк: «Все мы с вами знаем, что в течение года живем и работаем в атмосфере массированной информационной атаки». И пошло-поехало: клевета, провокации, ложные стереотипы, медиашантажисты. И ответ г-ну Поддубняку очевиден: с ними договариваются, … а они так не работают — у нас другие цели и задачи». Более того, их даже, «грубо говоря, пытались поставить на колени, заставить играть по своим правилам… но мы не пошли на эти рис… игры… любая дискредитация, любая провокация, грубо говоря, упирается в стену наших положительных результатов».
Странно, тогда почему же так воняет?
Наверное, от массированных атак информационных СМИ, которые докатились аж до Беларуси, города Могилев. Бедный «малэнький «Техуглерод», имеющий 2 завода и четвертый год буксующий с третьим. Работающий на всех мировых рынках вплоть до Африки и Австралии. С трудом отбивающийся от одинокого, но злобного и могучего СМИ? Непонятно. А г-н Поддубняк ожидаемо прошелся по местным властям, которые не понимают и не выполняют, но должны.
В конце призывал власть «в лице, от лица членов наших работников» начать исполнять свою миссию. Любим, ценим, не дадим. Урря! Аплодисменты.
Далее по сценарию: атаки на завод и молчание властей не оставили равнодушными трудовой коллектив.
Следующим возмущение «беспределом» прочитал по бумажке председатель совета трудового коллектива, слесарь-ремонтник 4-го цеха Андрей Лавров. Как и ожидалось: ода предприятию, потом традиционное «не платит криминальную ренту». Ай, молодца! Бла-бла, «Мостовик», оброк за покровительство, откаты, взятки, криминальные наезды. Бла-бла-бла, атаки, желтые газеты и блогеры, лживая информация. И рефреном: навязывают мысль, что «Омсктехуглерод» — «главный загрязнитель… нашего города». Но главное, что поток негативной информации влияет… вселяет в народ уверенность, что «неприятные запахи от нашего завода».
А разве нет? Я его и сейчас чувствую. И что обидно, он тоже знает, кто стоит за лживыми СМИ, они, вишь ты, только верхушка айсберга, «а руководят ими настоящие мародеры из больших кабинетов». Нет, право, даже обидно, все всё знают, а вслух не говорят.
Ну кто, кто?!
Проводится «модернизация» оборудования, в том числе установки по улавливанию паров углеводорода, новое оборудование по герметичному сливу сырья, и «эти работы идут постоянно». Бла-бла, губернатор, власти, нацпроекты. Резюме: руки прочь от нашего завода, он лучший, и хищникам он не достанется!
Что сказать, прочитал с выражением, почти прочувствованно. Не зря Каплунат ему долго руку жал, запнулся-то всего раз пять. Не все могут с ходу выговорить «модернизация» и «техуглерод». Браво!
Пара видеообращений. Одно от Волгоградского завода: возмущены позицией, молчанием губернатора, властей… «Так и предприятия не останется». Тем, кто нападает на завод, обломать зубы.
Не обращение, а мечта стоматолога. Воодушевление в толпе.
Второе, объявила ведущая, из Могилева, где получают «полную поддержку и взаимопонимание властей». А омские, местные власти не понимают… Там, как было заявлено, завод строят с соблюдением ВСЕХ экологических стандартов. А какой, простите меня, пожалуйста, стандарт тогда у нас, в Омске?
Специально прилетевший директор Могилевского завода Марат Игизбаев рассказал: они вышли на финишную прямую.
Справка. Сначала было обещано, что завод будет построен в 2015 году, а к 2017-му выйдет на проектную мощность — 120 тысяч тонн в год. В январе 2016-го ненавязчиво сообщили, что пуск первой технологической линии запланирован на первое полугодие 2016 года, к концу 2017-го завод должен выйти на ежегодный объем производства в 160 тыс. тонн в год. В июне еще раз ненавязчиво передвинули срок сдачи: с первого полугодия на конец 2017-го. В ноябре 2017 года было заявлено, что запуск белорусского завода откладывается еще на год, до 2018-го. Итого — ровно на 3 года. В ноябре 2018-го свершилось — «Омск Карбон Групп» выдал первую партию техуглерода. И сразу закрылось. До марта-апреля 2019-го: отладка оборудования.
И вот на дворе уже май, и завод на очередной «финишной прямой».
Чувствовалось, что парню тяжко без бумажки: путается, сбивается, повторяется. Но основное выдавил: нацпроект, экологическое благополучие, поддержка властей. В Могилеве. Хотя и там: недоброжелатели, недостоверная информация, дестабилизация обстановки. И если «омский губернатор проигнорировал обращение», то в Белоруссии исполнительная власть, госструктуры вплоть до министра «понимают сложившуюся вокруг нас ситуацию».
Н-да, как не повезло яблоку (Омску) и как «повезло нам» (в Могилеве). Как-то так. Видеообращение из Могилева стандарт: следим за происходящим, информационные атаки, за всем стоят определенные люди, региональные власти бездействуют. Мы с вами, ура. Как под копирку. Вокруг радостно-притомленные лица.
Наконец, дошли до сладкого: Орис Брут или Владимир Лифантьев, «автор того самого ролика, который видели все». Страшно рады, что не побоялся придти. Народ вяло попытался улюлюкать и свистеть. Я решила выступить организатором:
— Что-то бедненько. А ну-ка громче, дружней!
Знаете — послушались, заулюлюкали громче.
— Отлично, отлично, звук пошел.
Молодцы, дисциплинированные. Кто-то даже посоветовал блогеру:
— Расскажи что-нибудь, может, разгорятся.
Брут представился: вот он я, главный злодей. Но поскольку его никто практически не узнал, засомневался: а ролик-то кто-нибудь смотрел? Зачем народ пришел, не знает, но Валерия Николаевича понимает: коррупция, наезды, при Полежаеве пытались «отжать» завод. «Все спикеры говорили, мол, мы выполняем поставленные Путиным задачи. А что, поднятие экономики это единственная задача? А разве Омск не вошел в десятку самых загрязненных по воздуху регионов? А разве «Омсктехуглерод» не находится на 4 месте по валовому выбросу в Омске после ТГК-4 и ТЭЦ-5? Что, нету всего этого?»
Упоминание о собаке по кличке Облако, почерневшей от сажи, вызвало смех и оживление в толпе. Но на вопросы, просил ли Владимир Лифантьев у вас денег? Шантажировал кого-нибудь? Как самая главная марионетка. Добавил: «Еще две статьи напишу, и трындец заводу». Пояснил, что он еще снимал ролики про буферные пруды нефтезавода, пруды завода СКА, Советская и Кировская свалки, которые вечно горят, зоотвалы ТЭЦ 1 и ТЭЦ 5. Экологией занимается давно и постоянно.
Попросил задать вопрос себе: а всё ли хорошо чисто с вами, так ли просто у них «горячая сетка»? Действительно, он ли зло? Ти-ши-на.
Даже не стал вдаваться в прошлое: как Валерию Николаевичу достался этот завод, после того как он вернулся из Израиля? (рядом захихикали) Не это интересно. Даже на «Гугл»-картах видно, что зимой вокруг завода черное пятно. И, по его оценочному суждению, завод является главным загрязнителем экологии в районе Московка и 5-й Кордной. Кстати, в суде это заявление не оспаривается — вот что главное. Но есть технологии, которые сокращают уровень выбросов. Появился, например, вакуумный забор сырья. Вопрос: почему не сделали раньше?
И предложил Каплунату:
— Два микрофона, было бы неплохо, чтобы вы вышли, и нам поговорить.
На что Каплунат сказал: «Я вам потом отвечу». И не двинулся с места.
Тогда блогер обратился к «митингующим» рабочим завода:
— Вот он я. Скажите, где я солгал? Это же митинг не Каплуната, а рабочих завода. Так где я солгал? Меня объявили как самого главного злодея. Скажите, где? Ваш Мизя (член совета директоров) заклеймил наймитом, купленным генералами.
Народ безмолвствовал. Только пара реплик со стороны Каплуната. Кто-то крикнул из толпы про предельный норматив. На что Брут заявил, что ездит с замерами, и было дело, что здесь (в районе завода) превышало и в 1,5-2 раза.
На этом ведущая быстро свернула дальнейшую дискуссию и попросила блогера-наймита со сцены, лимит времени, мол, закончился, давайте отпустим. Народ рядом хохотал: так отпустим или?
Выступивший следом Каплунат обиделся за намек про еврея и прихватизацию завода: он родился в России и вырос в Омске! Вспомнил детство золотое, как все на заводе «было запущено, сердце кровью обливалось». Народ откровенно скучал.
Услышав, что к г-ну Лифантьеву у Каплуната нет ни злости, ни зависти, поинтересовалась:
а чему завидовать?
Ну как, в чем-то как сделал себе имя… Не ожидал, что придет. Мужественный человек. Вызывает уважение. Не стану заносить в противники…
Понятненько. Как оказалось, «фрик» и «наймит» Лифантьев уже… не враг, Каплунат любит СМИ, сам пишет статьи и может это делать (а то мы не знаем!). Это «четвертая власть», «помогает укоротить зарвавшихся предпринимателей». И про экологическую обстановку в Омске знает, может, и их вина есть (как благородно), но даже Бог ошибался… Адам, Ева, змей… Бла-бла-бла. Все-то их проверили, и не по одному разу… Замечания были, а ПДК не зарегистрирован. Вколачивают колоссальные ресурсы… равняются на западные стандарты… Фффуууу…
В общем, блогеру «дадут разрешить ситуацию», а именно — экскурсию по заводу, но с условием «джентльменского» отношения. В общем, «в спину не бить». И без промышленного шпионажа. И критиковать — можно.
Потом еще выступил старший инженер-технолог 2-го цеха Артем Маликов, которого очень интересовало: а где черная собака? Сколько грязи на неё и на завод. Удивился мужеству Владимира и дальше по бумажке: они «здеся» работают и живут, поэтому выбросы постараются уменьшить, но себе не враги.
На вопросы Брута пообещал ответить «потом, в сторонке», но «внимательнее последить за собой».
Но почему же так воняет? Я не выдержала и спросила об этом рядом стоящих.
— Так это не с завода, а с железнодорожных путей, тут тупик, где цистерны с сырьем, рядом.
И впрямь, они буквально в 3-4 метрах. И тоже принадлежат «Техуглероду».
Продолжал чесать по бумажке и замначальника отдела продаж. Бойко, напористо, но на манеже всё те же: мировые бренды, репутация играет ведущую роль, высокие экологические стандарты, майские указы президента, знают все, вплоть до Австралии и всё без какой-либо поддержки местной власти. И местный информационный ресурс, ищущий повод, чтобы облить грязью компанию. Пытаются загубить, задавить экспорторазвивающиеся предприятие (вот гады!), лишить нас рабочих мест. Митинг призван сказать твердое «нет» произволу СМИ.
Я изнемогла от любопытства: про кого всё-таки речь? И крикнула оратору:
— Фамилии подонков в студию!
Но оратор меня проигнорил, продолжая выкрикивать по бумажке, но уже мне в лицо: «Честь и достоинство не пустой звук», «лживые СМИ», «не позволим» и «призываем руководителя области», «вседозволенность» и «информационный беспредел». Урра! Стандартный набор, как будто писал один человек! Всё как под копирку, только с бОльшей экспрессией. Артииист.
Утомили. Потом ведущая дама стала жужжать про «экологический шантаж», взятки и откаты. Честно, сводило зубы от повторов: ну сколько можно про одно и то же?
Как заезженная пластинка.
Потом выступил «коллега Мечков», который знал, «что это неправда». Многие тут живут, палками на митинг их никто не гнал (?) И вообще, у них есть мобильная заводская химическая лаборатория, которая выезжает на замеры (да иди ты!), теплица и первые места на «Флоре». Браво!
Зачитали телеграмму от депутата Смолина: «Омсктехуглерод» — краеугольный камень омской экономики.
Нет, правда, солидно подготовились. Следом свое веское слово прочитала ветеран труда Нина Ивановна Бурдова: что было 30 лет назад — сажа, без дорог — и что сейчас: чистая территория, дороги, розы. Кра-со-та. Спасибо вам, Нина Ивановна. Букет, аплодисменты.
Ведущая еще раз прошлась по поводу «криминальной ренты» и нацпроектов, «корыстных интересов» и «всей строгости закона».
«Закруглил» митинг замдиректора по правовому развитию Евгений Николаевич Афанасьев, кажется. Он зачитал резолюцию «про враждебные силы», протест против коррупции, бездействия власти, ангажированности судов, лживых СМИ, выступающих с псевдоэкологическими рейтингами. В общем, всё как по писанному. Требуют привлечь к ответственности «вымогателей криминальной ренты» — да что ж ты будешь делать, заело у них, что ли? А местной власти наказать «теневых хозяев и марионеток», пресечь мафиозные тенденции, отпор тем, кто посягнет… Есть возражения? Народ облегчённо заголосил: «Нееет!».
Принято! Вот теперь действительно: уррраааа!
Под песню «Вставай, страна огромная» народ двинулся к палатке с угощением. А мы — вершить свое «желтое» дело.
Жаль, что так и не узнали: так кто же, кто? ЭТА продажная марионетка, лживое СМИ, угнетатель и хулитель целого славного завода, нашей «точки опоры»? Да что там — центра всего нашего региона.
Будем искать.
И что еще любопытно: у г-на Каплуната, видимо, пунктик, навязчивая идея или, как говорят, идефикс. Ну не зря же рефреном через весь митинг: коррупция, мафия, сговор, погубить-уничтожить завод, коррупционная рента, откаты-взятки, продажные СМИ, желтая пресса, кукловоды, злобные… И везде, сплошь и рядом, мерещатся заговоры. Вплоть до промышленного шпионажа…
Бред какой-то? Нет, правильнее, наверное, бред сивой кобылы?
Но если бред, да еще и сивой кобылы, то ПОЧЕМУ все выступающие, на полном серьёзе, это за ним повторяют. Неужели и впрямь верят? Может, под гипнозом?
Или верят просто потому, что им платят.
Зарплату.
В общем, дышите глубже, и до новых «митингов», люди.
Ульяна Нескорова