Областной министр экологии и природных ресурсов ответил на вопросы журналистов о «мусорной» реформе.
— Скажу без преувеличения, формирование комплексной системы обращения с отходами является сложнейшей реформой на территории всей России. Это характерно и для Омска. Я уже обозначил, что Омская область, увы, находится в передовиках по отсутствию инфраструктуры обращения с ТКО. Это касается не только объектов захоронения, но и объектов переработки, создания контейнерного парка.
И нужно отметить, что на сегодня мы даже не переформатируем рынок, а создаём новую отрасль. Она неизбежно влечёт за собой существенные изменения правил существования всех участников рынка. И в том числе потребителей, к сожалению.
Очень бы не хотелось, чтобы потребители испытывали какие-либо неудобства, связанные с переходом на новую систему обращения с отходами. Хотелось бы, чтобы они чувствовали только позитивные изменения. Но в первую очередь произошли вот такие негативные изменения, потому что для частного сектора, например, контейнерного парка предусмотрено не было. На последнем заседании правительства мы внесли очередные изменения в программу охраны окружающей среды, которые конкретизируют на территории области правила разделения субсидий на приобретение контейнеров. А как раз в городе все запланированные 100 миллионов предназначены для оборудования контейнерными площадками именно частного сектора.
Мы конкретизировали эти правила, потому что есть разночтения в правоприменении того, что написано в федеральных законах контролирующими органами разных уровней. И, естественно, руководители, которые отвечают за использование денег, неизменно боятся, что деньги будут использованы неэффективно. Поэтому пришлось вносить определённые корректировки. И на сегодня нет преград, чтобы закупить контейнеры. Да, это потребует определённого времени, но как только появятся конкретные баки, появятся графики вывоза с территорий.
4И тогда можно будет более чётко и прицельно вести надзор за захламлением земли и работой регионального оператора.
Ранее эта отрасль в большой степени находилась в «тени». Соответственно, предприятия, которые вывозили мусор, делали это, исходя из той экономической ситуации, в которой они находились. Они привлекали машины, нанимали людей, везли на объекты захоронения. На сегодня у нас система перевозок выведена из «тени», по её видам экономической деятельности уплачиваются все налоги. При этом на протяжении времени создаётся инфраструктура, требуется подготовительная работа. Проектные работы и так далее — это всё зашивается в тариф на обработку, который в итоге будет отнесён к обрабатыванию мусора.
Сегодня на площадках накопления происходит накопление, это уже не те площадки, которые были до 2019 года. Это абсолютно новые объекты, которые уже имеют основание, отделяющее мусор от земли, после того, как завод получит лицензию на обработку, весь накопленный на площадках мусор будет обязан перейти на объекты по обработке, и в дальнейшем «хвосты» нужно будет вывезти в места захоронения на полигоны, которые точно так же создаются сегодня.
И вот тариф в любом случае подразумевает в том числе и отложенные мероприятия, которые сейчас находятся в стадии проектирования.
Да, лучше было сначала ввести завод и потом принимать новый более высокий тариф. Вопрос только в том, какой инвестор мог бы совершить такое значительное вложение, если это не деньги региона или федерации, а его собственные, без определения статуса данного субъекта коммерческой деятельности. Грубо говоря, на свой страх и риск.
При это субсидирование на сегодня тоже меняется. Создана публичная компания «Российский экологический оператор», через которую будут финансировать создание объектов инфраструктуры на возвратной основе. То есть эти деньги используют операторы, и в итоге они должны будут вернуться.
Что касается лицензии ООО «Магнит». Есть правило проведения конкурса по определению единого регионального оператора. Региональному оператору как таковому не требуется лицензия на обработку ТКО на территории области. Лицензий достаточно много у тех операторов, которые ведут обращение с отходами: на перевозку, захоронение, обработку. Необходимые лицензии на осуществление деятельности региональный оператор для участия в конкурсе представил, они есть в заявке, приложенной к конкурсной документации. Если мы говорим об отсутствии лицензии на обработку, то её получают в период создания объекта обработки. Нужно сказать, что Омская область, наверное, одна из десяти в России, которая вообще создаёт объекты обработки. Во многих областях у компаний нет не то что лицензии на обработку, нет объектов обработки как таковых.
Я понимаю, что это не оправдание, так как объект, который стоит и ничего не обрабатывает, не может считаться таковым. Поэтому были неоднократные обращения и в прокуратуру, и в Роприроднадзор о том, чтобы проверить конкурс — и нарушений не выявлено.
Что касается проверки Росприроднадзора, то, думаю, итоги этой проверки рассматриваются в суде. Так или иначе. В рамках чего и каких критериев производится проверка регионального оператора, лучше спросить у Росприроднадзора.