Многие знакомы с фигурой Ван Гога только понаслышке – чудак, который зачем-то отрезал себе ухо и любил прикладываться к бутылочке с абсентом. На самом деле сложно найти художника, который оставил после себя столь богатое наследие. Так вот, в этом году исполняется 160 лет со дня рождения маэстро, и в честь его юбилея музей Врубеля и создал свой нестандартный арт-проект. В нем приняли участие художники из разных городов России, среди омичей – мастера, чьи имена всегда на слуху, – Дамир Муратов, Василий Мельниченко, Евгений Дорохов, Татьяна Бугаенко, Геймран Баймуханов и многие другие.
По словам Сергея Баранова, художника и организатора этого мероприятия, огромное количество присланных работ пришлось забраковать – часть художников не увидели того самого солнца Ван Гога. Зато в плане формы исполнения, размера и качества работ ограничений не было. Именно поэтому на экспозиции оказалось немало странных арт-объектов, на которые зрители смотрели с глубокой задумчивостью, пытаясь понять, в чем же скрыт их «изюм». Иные располагались прямо на полу у самых ног гостей.
Все произведения искусства объединило одно: наличие в них символа солнца. «В глазах художника оно может быть каким угодно – круглым, квадратным... Главное, должна быть соблюдена некая концепция. Ведь у Ван Гога солнце приравнивалось к божеству, которое было у него и сеятелем, и жнецом – объектом, дающим жизнь и несущим смерть», – объяснил Сергей Баранов.
Таким образом, участникам выставки была дана полная свобода действий. В ход на создание арт-объектов шло буквально все: битые бутылки, вырезки из журналов, деревянные бруски, гвозди и даже лезвие от циркулярной пилы.
Один из художников представил на суд зрителей вот такую оригинальную свастику. Напомним, знак свастики у большинства древних народов означал движение, жизнь, солнце, свет и благополучие, и только потом он стал символом нацизма и фашистской Германии.
Некоторые экспонаты получили совершенно противоречивые отзывы. Например, деревянные арт-объекты в виде квадратного и круглого солнца. Скептики предположили, что это крышка от колодца с прибитой к нему крестовиной для новогодней елки. Люди, которые находят философскую концепцию в каждой дверной ручке, увидели, что деревянный круг похож не только на солнце, но и на циферблат часов, а крест и вбитые гвозди отсылают нас к небезызвестному библейскому сюжету. Думается, что сам автор, как всегда, не подозревал ни о том, ни о другом, а хотел сказать что-то третье.
Удивительно, что на этой выставке можно было обнаружить параллели не только с Ван Гогом, но и у самих художников между собой. Вот так совершенно разные мастера независимо друг от друга сделали следующие работы:
Кстати, ни один экспонат не был подписан именем автора. Как объяснил организатор выставки, это было сделано умышленно: чтобы зрители не отвлекались на бирки с подписями, а смогли получить чистое впечатление от увиденного.
Еще один забавный момент. Когда мы поднимались в зал, то в фойе невольно заметили выставку детских работ. Казалось, что она тоже каким-то образом относится к Ван Гогу. Каково же было наше удивление, когда на реальной экспозиции обнаружилась картина, очень напоминающая то, что висело в фойе. Сразу пришла на ум фраза о том, что настоящий художник – это тот, кто смог, будучи взрослым, остаться в душе ребенком.
Одно из центральных мест экспозиции заняла картина, изображающая вольную трактовку «Красных виноградников в Арле» кисти Ван Гога. Оригинал в свое время получил большую популярность. Ведь это та самая единственная картина, проданная художником за всю его жизнь. Хотя есть мнение, что это лишь легенда, выдуманная биографом Ван Гога – немцем Мейер-Грефе. На самом деле художник только по официально найденным документам продал 14 картин, а не одну. Но насколько это правда, судить не буду.
Арт-проект «Солнце Ван Гога» продемонстрировал не только живописные полотна, но и фотографии, произведения видео-арта и другие объекты, которые сложно вписать в какие-либо рамки. Например, вот это солнце, которое в течение всей выставки висело над головой зрителей, и многими было даже не замечено.
Хочется сказать, что в целом проект «Солнце Ван Гога» вызвал положительные эмоции, в том числе благодаря своей смелости и нестандартности многих экспонатов. Кстати, все свои отзывы гости смогли оставить на специально приготовленных желтых листочках и сложить их в желтую банку с надписью «Банк отзывов».
Фото и текст Екатерины Шишикиной