В эти дни суд приступил к рассмотрению уголовного дела бывшего зампреда правительства губернатора Назарова. Чуть ранее было заведено еще одно дело — по электричеству.
Утром, 3 июля, СК провел выемку документов в областном минстрое. Как сообщили информированные источники, ровно за те же года — с 2014-го по 2016-й — что и в «Омскэлектро».
Официальная версия: обыски в минстрое, как и в «Омскэлектро», проводились по делу о завышении тарифов на электричество, по статье «Мошенничество». Фамилий подозреваемых пока нет. Но! Помнится, именно в этот период Станислав Гребенщиков активно трудился и главой минстроя, и зампредом правительства, отвечая аккурат за энергетику.
Вопрос: неужели на «непотопляемого» Гребенщикова «шьют» очередное дело? Ну а первая ласточка — дело по злоупотреблению должностными полномочиями (по реставрационным работам в «Саламандре») — уже передано в Центральный суд.
Мой дядя самых честных правил
Шлейф смутных дел и скандалов тянется за г-ном Гребенщиковым давне-е-енько, едва ли не со времен «Тепловой компании» (подробнее см. КРИМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО: Станислав Гребенщиков. СПЕЦПРОЕКТ в журнале «Бизнес-курс»).
Чего только стоит «Стасик семь процентов», всплывший в интервью телеканала «Продвижение» с бизнесменом московской компании, который со всей ответственностью заявил, что «вхож» в высокие кабинеты и хорошо знаком с заместителем председателя областного правительства Станиславом Гребенщиковым.
«А правда, что — у Гребенщикова кличка «Стасик 7 процентов?» — многозначительно уточнила журналистка. «Да». «… была какая-то ситуация? Он просил вас?» «Нет, не просил. Но разговор такой был. Если там всё пойдёт хорошо, то, конечно, надо будет человека отблагодарить», — рассудительно отметил бизнесмен.
За кадром осторожно пояснили, что речь, видимо, идет о … полном тёзке зампреда правительства.
Естественно, Гребенщиков сказал, что такие передачи не смотрит и уж тем более не читает сайт БК55. Но «правительство в курсе, и реакция будет».
Комментаторы ему не поверили: «Стасик программу смотрел. Более того — знал, что она готовится, и пытался помешать выходу в эфир… а ссылку на БК55 ему сегодня только ленивый не скинул».
В феврале 2017-го сайт БК55 невольно задался вопросом: почему? Ведь действительно, количество скандалов, непосредственно связанных с вице-губернатором Станиславом Гребенщиковым, невозможно перечислить в одном абзаце: дороги, Западный обход, провальное исполнение программ капитального ремонта и строительства объектов к 300-летию Омска. Сотрудники бежали из минстроя как чёрт от ладана, понимая, что не в силах совладать с такими объёмами работы. Или позора?
Один Гребенщиков был «непокобелим», как скала. Чьё покровительство заставляло его чувствовать себя столь свободно? Почему он оставался на месте?
Депутат ЗС Андрей Алехин был уверен:
— Гребенщиков — человек губернатора. Он не просто человек Виктора Назарова, он его устраивает целиком и полностью.
Поэтому он как руководил, так и дальше будет руководить.
А издатель журнала «Бизнес-курс» и сайта БК55 Сергей Сусликов был уверен в другом:
— Все объясняется взаимовыгодным альянсом олигарха Морева с Гребенщиковым, серым кардиналом правительства Назарова. Поговаривают, что Морев решает проблемы Гребенщикова через силовиков. Ну, а Гребенщиков представляет интересы Морева в правительстве…
И ведь оказался прав на 100%!
Бац, бац, и в дамки?
В преддверии мэрских выборов в марте 2017-го пошла мощная волна поддержки. И кто на гребне? Бинго! Это он, это он, Гребенщиков Станислав Георгиевич!
Гребень на гребне… Символично, не правда ли? Но это лирика. Всё началось с заседания Омского совета ректоров. Там главы омских вузов решили: нет мужа достойней.
И обратились к губернатору Назарову с просьбой поддержать кандидатуру его зама, Гребенщикова, как оптимального, с их точки зрения, мэра Омска. Потом на подконтрольном все тому же Мореву сайте «Омск-Информ» Гребенщиков с огромным преимуществом (57%) побеждает в виртуальном голосовании на пост мэра. Что странно. В таком же голосовании на сайте БК55 он набрал всего 1%…
И понеслось. Кандидатуру «выдающегося» Станислава Георгиевича поддерживают на собрании представителей «трудовых коллективов ряда управляющих компаний города и председателей домовых советов» под руководством небезызвестного Александра Лихачева. Следом на заседании Фонда имени Манякина его «двинул» бывший глава омских РЖД Равиль Бикбавов, Совет Региональной татарской национально-культурной автономии «Маданият» и правление НП «Центр развития деловых и культурных связей «Татарстан-Омск». Завидное единодушие — фигура Гребенщикова стала компромиссной практически для всех омских кланов: моревских, камерцелевских, голушкинских…
Вишенкой на торте стало письмо от профсоюза и молодежи АО «Высокие технологии» — структуры олигарха Морева — с просьбой поддержать чиновника на выборах.
Жирную точку в акции «поддержи Гребенщикова» поставила Федерация хоккея Омской области: Гребенщикову полный «одобрям-с».
«Народ его бы никогда не выбрал», — кипятятся СМИ. «Выборы — фикция!» — поддерживают их общественники, но, как говорится, собака лает — караван идет: в данном случае караванщики в один голос поддерживают «Стасика семь процентов».
Сам Станислав Георгиевич немного поломался: ну, «если партия попросит»…
И смех, и слёзы, и.?
Дальше пошло веселье. Пока Гребенщиков на брифинге обиженно бубнил, что зря СМИ обвиняют его «во всех смертных грехах», тогда как он «перед жителями Омской области абсолютно чист и открыт», в зале заседаний ЗС депутат Шаповалов обвинял его в очередном «смертном грехе» — убийстве косули.
«Кристально чистый» молчать не стал: «Вся эта ситуация, на мой взгляд, не более чем «грязные» пиар-технологии политической борьбы со стороны определенных кланов».
А дальше эдак трогательно: «Жаль, что вместо совместной работы на благо омичей эти люди, как это уже, к сожалению, не раз бывало, занимаются какими-то подковерными интригами…»
Сильно сказал, аж за душу взяло. А между тем СМИ даже нашли некоего охотинспектора, который подтвердил, что лично «поймал за руку» Гребенщикова. Огонька добавил и отчёт Счётной палаты РФ, из которого окончательно стало ясно, что основные стройки к 300-летию Омска провалились, хотя курирующий их Гребенщиков получил медаль за «блестящую подготовку» к юбилею.
Тем не менее 4 апреля, буквально за час до дедлайна, Гребенщиков таки подал свои документы, заявив: «Это очень серьёзное решение — продуманное, взвешенное, не спонтанное. И это не личные амбиции. Коллективы предприятий, которые меня хорошо знают, просили принять участие в этих выборах. И, конечно, это делается с одобрения Назарова».
На тот момент губернатор Виктор Назаров подтвердил, что именно Гребенщиков его фаворит, так как: «Он сказал, что готов тянуть эту лямку, встать рядом с областной властью в управлении городом. Я знаю, что этот человек хорошо разбирается в проблемах ЖКХ, умеет работать в команде, обладает жизненной мудростью и компетентностью. Это именно то, что нужно сегодня».
И плевать, что, по слухам, Москва этого кандидата «зарубила».
Как ни тянул с изучением своего дела экс-замгубернатора Омской области Станислав Гребенщиков (его «поторопили» через суд), заместитель генпрокурора РФ Владимир Малиновский утвердил обвинительное заключение по уголовному делу, и оно будет передано в Центральный районный суд. Каков будет приговор? Приведет ли выемка документов в «Омскэнерго» и минстрое к новому делу против г-на Гребенщикова?
Ждем. И надеемся, что не все — свои.
Сколь веревочке ни виться…
Пока все замерли в ожиданиях: как в решающий день — 19 апреля — поведут себя коммунисты, Гребенщикова под белы руки из здания правительства вывели… люди в белых халатах.
Причина нездоровья Станислава Георгиевича стала известна чуть позже: против него возбудили уголовное дело по статье 285, часть 2 («Злоупотребление должностными полномочиями»).
Тут же «возбудился» и народ: за что? «Поле деятельности» обширнейшее: сади — не хочу. По мнению следствия, чиновник заплатил ООО «СтройИнвестКомплект» 14 млн рублей из федерального бюджета, однако компания не исполнила свои обязательства по реконструкции здания под филиал Эрмитажа в Омске. При этом вице-губернатор якобы уже тогда знал о том, что компания не выполняет свои обязательства.
Помимо Гребенщикова обыски прошли и у замминистра строительства, транспорта и ЖКК Омской области Богдана Масана, экс-замминистра Евгения Скрудзина и замдиректора КУОО «Омскоблстройзаказчик» Ольги Хорзовой. А дело якобы для объективного расследования передали в новосибирский СКР.
Пока судили да рядили, вице-губернатор Омской области Станислав Гребенщиков забрал свои документики из конкурсной комиссии. Есте-е-ственно, по состоянию здоровья. В СК возбуждение дела подтвердили, а выборы в итоге не состоялись — разбежались и остальные кандидаты.
Как легкомысленно заметил губернатор Назаров — это просто «шероховатости». Но по Гребенщикову пошел в «полный отказ»: «Его здоровье — это его личное дело». О, как!
Внес свои «пять копеек» и владелец «Техуглерода» Валерий Каплунат: «Доминирующий в регионе клан, наплевав на элементарные нормы приличия, откровенно продавливает на пост главы местного самоуправления своего человека». Ради этого губернатор, чтобы сделать Гребенщикова мэром, открыто пошёл против Москвы, потому что должен был выполнить приказ «клана» — «сообщества, достигшего за счет извлечения криминальной ренты определенного могущества». Знакомые речи, не правда ли?
В итоге 4 мая Назаров таки отправил своего зама в отставку. Что удивительнейшим образом совпало с желанием самого Гребенщикова — он вдруг собрался на пенсию.
И это знакомо: омские чиновники с «рыльцем в пушку» или по здоровью, или на пенсию. Помнится, накануне на пенсию «сбежали» министр строительства Александр Бирюков и министр культуры Виктор Лапухин. А на тот момент председатель РЭК Олег Голубев занемог аккурат за неделю до пересмотра нормативов ОДН. Вот незадача!
Последний раз Станислав Гребенщиков был замечен на «совещании в Филях», когда на госдаче делили правительственные портфели губернатор Виктор Назаров, его зам Владимир Компанейщиков, сам Станислав Гребенщиков, владелец «Омскагрегата» Сергей Морев, депутат ЗС и наследник бизнес-империи генерала Камерцеля Дмитрий Павлов. После этого — всё. Ти-ши-на.
Как будто и не было ни зампреда — кандидата в мэры — ни дела… Осталась только повышенная пенсия. Заслужил.
Все свои?
Не скажу, что Станислав Георгиевич канул в Лету. Периодически мелькал. То заявит «СуперОмску» по поводу 55 кандидатов в мэры: «Получается, что городом могут управлять практически все». Даже поломойка? То расхваливает Сергея Фролова, как и он, «пролетевшего» мимо кресла мэра точнехонько в бывшее кресло Гребенщикова — зампредом облправительства по строительству и ЖКХ. Мелькал и в суде по «Топливной компании». Правда, как свидетель.
В апреле 2018-го, после отставки главы регионального министра строительства и ЖКК Владимира Стрельцова, на эту должность было прочили Станислава Гребенщикова: опыт работы (с 2012 по 2015 гг.), и с правоохранителями якобы «всё порешал»…
Но он категорически отказался: дважды в одну реку — нет, не для него. А в феврале 2019-го прошла новая информация. По данным БК55, бывший зампред правительства губернатора Назарова, находящийся вроде бы под домашним арестом, по-тихому пристроен на работу в ДРСУ № 2 под начало отставного министра Стрельцова. Тот, помнится, начинал карьеру в качестве личного водителя бывшего мэра Шрейдера, ныне депутата ГД и одного из лидеров все той же немецкой группировки. Да и сайт «СуперОмск», когда-то поливавший Гребенщикова, как из шланга, вдруг затих. Напрочь.
Это что ж выходит — своих не сдаем? (подробнее см. «Своих не сдаем? Отправленный под домашний арест Гребенщиков вдруг по-тихому «всплывает» в ДРСУ») Отнюдь.
Справка
Политический проект «Гребенщиков» — это уже четвертая попытка Морева взять под контроль власть в регионе, как законодательную, так и исполнительную, как государственную, так и муниципальную. Первая — посадить в кресло спикера спикера Горсовета Игоря Погребняка, генерального директора ОАО АК «Агрегатный завод», входящего в холдинг «Высокие Технологии» — с треском провалилась, проиграли Галине Горст.
Потом была попытка поменять губернатора Назарова на «красного денди» Олега Денисенко. Опять неудача.
Зато вполне удалось протащить в Заксобрание четырех своих «консильери» — Шишкина, Половинко, Васильева и Попова.
Текст: Ульяна Нескорова