Блогер проанализировал для БК55 ситуацию с отказом трех промпредприятий от подписания соглашения о контроле выбросов с федеральными властями.
Напомним, в конце прошлой недели в публичном пространстве были фактически подведены итоги первого года работы федеральных и омских ведомств в сфере охраны экологии над снижением доли выбросов в городское небо.
Они оказались неутешительны: как гром среди ясного неба были «высвечены» 4 промпредприятия, которые отказались подписывать четырехстороннее соглашение по федеральному проекту «Чистый воздух».
С оглушительной, иначе не скажешь, критикой «неподписантов» выступила глава федерального Росприроднадзора Светлана Радионова.
«Три предприятия игнорируют указ Президента: не берут на себя обязательства по снижению негативного влияния на воздух, не модернизируют производства и не хотят подписывать четырехсторонние соглашения. Это важный документ, который обязывает природопользователей содействовать нам, Минприроды, местной власти в улучшении экологической ситуации в городе. Компании «Омскшина», «Омский каучук», «Сатурн» демонстрируют, что им НАПЛЕВАТЬ на качество жизни людей и экологию», — ознакомила она аудиторию своего Инстаграма с основной фактологией.
Дама, однако, не остановилась на простой констатации факта, отметив, что указанные фирмы подрывают темпы реализации проекта, от чего в конечном счете больше всего теряют рядовые граждане. Она призвала мэра и губернатора обратить пристальное внимание на указанных «самоуправцев» и даже намекнула, что пора общественности «постучаться в двери этих компаний».
В целом аудитория ее Инстаграм-аккаунта из числа омичей выразила солидарность:
«Чистового воздуха» в Омске НЕТ! Вообще воздуха нет, буквально вчера был настоящий АД. В подъезде — газовая камера, я вышла на улицу и не могла вдохнуть воздух, ужасная и ядовитая примесь химии и резины. Это чувствуют и задыхаются детки и взрослые! К сожалению, от мобильной лаборатории толку нет, т. к. если даже она выявляет превышения, то просто это публикуют, но никакие меры не предпринимаются», — делились граждане наболевшим.
Вера некоторых в вероятность решения экологической проблемы Омска оказалась подорвана бесповоротно.
«От того что Омский НПЗ вошёл в эту программу и даже купил передвижную лабораторию, меньше вони от него не стало. Так что неоднозначно это всё», — отреагировал другой подписчик.
По просьбе БК55 известный борец за омскую экологию Орис Брут оценил происходящее и в целом не был так категоричен в своих оценках.
«Договор по федеральной программе «Чистый воздух» это же не меморандум о намерениях. Поясню: договор с омским министерством природных ресурсов — это такой понятийный договор, иначе «пакт добрых намерений», кому как угодно. В свою очередь, «майские указы» — 195 Федеральный Закон — это немножко другое. Есть указания, что должны быть снижены выбросы, есть план, который составил Росприроднадзор. Он включает в себя физическую реконструкцию нескольких объектов. Эти физические процессы стоят вполне нормальных физических денег, причем речь идет о десятках и даже сотнях миллионов. Вот и возникает дилемма: не все организации готовы эти затраты нести. Я уверен, что у всех организаций эти деньги есть, но не все готовы их вкладывать в эти процессы, скажем так.
Может, их уже распланировали, а тут вдруг указания сверху поступили. Всякое же бывает. Тот же Каплунат, пока его не стали ругать за экологию, тоже вакуумный слив не делал, а там фактически копеечная история была — на 19-20 миллионов», — заметил он.
Кроме того, Орис Брут с удивлением не обнаружил в «черном списке» Росприроднадзора проблемную «ТГК-11», от поведения которой наши чиновники хватались за голову еще при проработке экологических соглашений по снижению выбросов на местном уровне.
«С ТГК-11 следующая история: они как частная организация почему-то решили, что все затраты на реорганизацию и реконструкции под «майские указы» им восстановят через федеральное финансирование. Но пока власти деньги не выдали. Поэтому на момент 12 декабря единственное, что они делали в данном направлении — стали готовить проектную документацию под эти работы. И то — только начинали искать подрядчика для оформления проекта и дальнейшего проведения этих работ. Но в любом случае, все деньги они ждут от государства. Поэтому подписывать с ним договор, не получив денег, они не хотят».
Наиболее таинственным «неподписантом», на взгляд блогера, пока является ПАО «Сатурн». Напомним, предприятие, занимающееся выпуском радио- и телевизионной передающей аппаратурой, входит в столичный оборонный концерн «Алмаз-Антей».
«Они никогда не входили в число главных загрязнителей в регионе», — отметил Орис Брут.
«Омский каучук», входящий в группу компаний «Титан», пока что, по информации собеседника БК55, «притормозил» процесс заключения соглашений с правительством в связи с материальным вопросом.
«Мои источники сообщают, что сейчас там не готовы брать на себя таких денежных обязательств в четко поставленные сроки», — обозначил блогер.
Тем не менее, позднее концерн выступил с официальным обращением, обозначив, что подписание документа — лишь дело времени. Причем урегулирование вопроса пообещали завершить к концу этого года.
«На данный момент соглашение о взаимодействии между Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования РФ, правительством Омской области и предприятием находится в стадии подписания», — заверили в компании, напомнив, что другое их предприятие, «Титан», стало одним из первых подписантов экосоглашения с минприроды Омской области.
Примерно такая же ситуация разворачивается сейчас и с «Полиомом»: соглашение уже готово и ожидает подписания, правда, омский промгигант ожидает принятия своих «правок» к изначальной версии документа. Посему под гнев федеральной чиновницы завод не попал.
С «Омскшиной» дела обстоят несколько сложней: их тотальное нежелание работать в тандеме с природоохранными ведомствами давно приобрело принципиальную форму. Правда, к их чести стоит отметить, что громких скандалов с выбросами у них не наблюдается давно, хотя за счет самих объемов они стабильно не покидают списка главных загрязнителей.
Евгений Куприенко