И главное, чтобы все было искренне, от души и просьба, и прощение.
«Ждали мы Маслену, поджидали, и блина, и вина ей дали,
Думали: она — семь недель, а она — как один день.
Обманула — провела, деньги только растрясла,
Сыр да масло унесла, в закоулок завела,
А там великий пост — аж до лета мост!»
Народная закличка
Раннее утро. В доме пахнет блинами, топленым маслом. В углу перед иконами мерцает желтым огоньком простенькая лампадка. Бабушка Ульяна будит меня:
— Ты не забыл, сёдни идем на «сходку». Прощеное воскресенье сёдни.
«Сходкой» бабушка называла собрание деревенских старух у самой авторитетной и самой пожилой — Меланьи, которая ходила в необъятной темно-синей юбке и красной кофте. После того, как еще в начале тридцатых в деревне разобрали по бревнышку церковь во имя Пресвятой Троицы, бабушка и другие верующие стали собираться в Меланьиной избушке. Одна стена этой избушки была увешана иконами, большей частью из разоренной церкви, из нее же старухи перенесли толстые книги, с непонятным тогда для меня церковнославянским шрифтом. Книги были все в закладках. Во время «сходки» Меланья читала эти книги, воздев на нос очки с толстыми стеклами и сломанной дужкой. Священника в деревне не было. Его в тридцать седьмом расстреляли.
Во время «службы» старухи складно пели. Если они начинали читать на распев «Отче наш», значит «служба» двигалась к окончанию. На «сходку», как немного иронично называла такие встречи, бабушка, все старухи приходили в «праздничном», обязательно в белых платочках, в расшитых «запонах». Многие из этих старух были вдовами, у некоторых на войне погибли не только мужья, но и сыновья.
После «службы» мы все садились за стол. Меланья доставала из печи еще теплые блины. Каждая из старух что-то приносила с собой. И вот на столе появлялись пряники, печенье, конфеты, мед. Не отказывались старухи от сладкого вина. Иногда бабушка пекла «жаворонки», эти хрустящие кусочки теста с повидлом, по форме напоминающие птицу, я очень любил. Яблочное повидло продавалось в больших алюминиевых банках, его хватало надолго.
После таких посиделок и разговоров о том о сем, старухи творили крестное знамение, кланялись друг другу, просили прощение друг у друга и с чувством исполненного долга расходились по домам.
Прощеное воскресенье — уникальное явление в мировой культуре. В Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:14–15). Сообразно с Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Это последнее воскресенье перед началом Великого поста.
Раньше прощение испрашивалось лично, при встрече и с поясным поклоном, не возбранялось и обняться, и трижды облобызаться.
С развитием современных технологий просить прощения стало легко. Послал по Ватцапу сообщение, открыточку, в которой все сказано, и жди в ответ такую же открыточку. За день кучу народа простишь, и тебя куча народа простит, даже те, с которыми ты знаком шапочно.
В этом году Прощеное воскресенье совпало с первым днем весны. Бытовало поверье, что именно в этот день снежная талая вода (снежица) имеет целебные свойства. Ее давали детям, отпаивали больных, ею умывались. Конечно, наш снег сегодня для таяния не годится, ну может быть где-то в таежных дебрях он девственно чист.
Народное название нынешнего дня — Святая Евдокия, Евдокия — подмочи порог, Евдокия — Капелюшница, Пролетье. Этот день — летоуказатель. Каков день — таково и лето. Говорили так: «Коли курица на Евдокию снежицы напьется, то и овечка на Егория (6 мая нов. ст.) травушки поест». А вот, если на Евдокию — ветер теплый, то лето будет мокрое. Откуда ветер дует на Евдокию, оттуда все лето будет дуть. Если снег пойдет — к плодородию. Солнышко на Евдокию проглянет — март еще себя морозами покажет. Долгие сосульки — к затяжной весне.
Конечно, в этот день не забыть сходить в церковь.
А правильно просить прощения надо так:
— Простите меня, если что не так, если в чём Вас обидел, вольно или невольно причинил боль или зло.
— Я прощаю — и Бог простит!
Но главное, чтобы все было искренне, от души и просьба, и прощение.
Леонид Евсеев, журналист
Иллюстрация: Анна Черкашина Масленица 2002 г.