Конфликт расширяется и углубляется.
В отношении муниципального АО «Омскэлектро» прокуратура начала проверку о законности получения им 1 млрд рублей — федеральной субсидии, выделенной муниципалитету на капитальный ремонт так называемых судебных домов по мировым соглашениям. Об этом Городу55 сообщили в прокуратуре Омской области. На сайте прокуратуры информации об этом нет.
К этому привел известный конфликт в сфере коммунальной сферы. Бывший советник губернатора и владелец управляющих компаний Александр Лихачев и муниципальная компания «Омскэлектро», как сообщал БК55, обменялись публичными обвинениями в хищении бюджетных денег.
Проблема нехватки в городе денег на исполнение решений судов о капремонте, как рассказывал БК55, тянется несколько лет. В прошлому году оставалось 598 «судебных» домов. Когда стало известно о выделении городу 1 млрд рублей на капремонт, жильцам предложили заключить с мэрией мировое соглашение. При этом работы сделают на 20–25% от общего объема. И в конце 2019 года в Центральном районном суде было заключено 321 такое мировое соглашение.
Лихачев, представлявший несколько домов еще на судах с мэрией в 2010–2012 годах, утверждает, что документы на дома заставляли сдавать в «Омскэлектро». Занимался этим в ультимативной форме новый заместитель гендиректора АО Максим Николаенко, приехавший в Омск, как и гендиректор Андрей Жуковский, из Екатеринбурга. Делалось это все, по версии Лихачева, ради того, чтобы только у «Омскэлектро» на момент объявления конкурса были документы на все дома. Хотя оснований в мировых соглашениях для выбора «Омскэлектро» в качестве единственной подрядной организации не было. Документы от жильцов и УК собирали под предлогом отправки их в Москву для получения необходимого финансирования.
Официальной версией сбора сведений «Омскэлектро» стало то, что проектно-сметная документация оплачивалась не напрямую бюджетом, а через энергетиков. В итоге 40 домов, интересы жильцов которых представляет Лихачев, выбрали сторонних подрядчиков, а «Омскэлектро» должно было лишь по договору оплатить экспертизу проекта в «Сибирском центре ценообразования». Однако муниципалы этого вовремя не сделали.
«Так что подозреваю: вся схема придумана не в администрации города Омска. Они лишь вынуждены это делать, а кукловоды находятся в других кабинетах», — приходит к выводу Лихачев в своем обращении, которое публиковали «КВ». По его мнению, если «Омскэлектро» представило по его 40 домам дефектные ведомости, то они подделаны с целью хищения бюджетных средств.
Затем изменилась сама схема работы по «судебным» домам. И участие Москвы больше не требовалось, а формально конкурс подрядчиков выиграло «Омскэлектро», с которым предстоит заключать контракт всем УК. Сами управляющие компании проведут ремонт через выбранных подрядчиков.
Для реализации данной схемы в администрации города приняли постановление 16 декабря 2019 года № 816-п, которое позволяет быть получателем субсидии компании, входящей в СРО строителей. Под эти критерии подходит и «Омскэлектро», недавно повысившее уровень ответственности с третьего до первого, что позволяет заключать госконтракты на сумму не до 60 млн рублей, как раньше, а до 3 млрд рублей.
Еще одним основанием для отказа мелким управляющим компаниям, которые могли бы отремонтировать свои дома, стало наличие в департаменте заявки на получение всей суммы субсидии — то есть выделенного 1 млрд рублей. Вместо принятого авансирования в размере 30% от общей суммы теперь победитель конкурса смог претендовать на получение 100-процентной предоплаты. Отбор заявок по 277 домам проводился с 17 по 19 декабря. Претендент на миллиард должен был предоставить акты осмотра каждого здания, подтверждающие необходимость ремонта, и проектно-сметную документацию.
И как итог 20 декабря «Омскэлектро» признали победителем отбора и перевели организации 1 млрд рублей.
Общественник Лихачев называет выбор «Омскэлектро» притворной сделкой, реализованной с одной целью: чтобы в конце года не возвращать 1 млрд рублей в федеральный бюджет, как того требует закон. По его версии, при передаче денег компании Андрея Жуковского был нарушен Жилищный кодекс, который предполагает перевод денег или управляющим компаниям, или фонду капитального ремонта. Лихачев настаивает на отмене итогов конкурса, которые так нигде официально опубликованы не были.
Представленные сметы, по его мнению, были завышены в три раза. Утверждала их некая фирма из Екатеринбурга, которая сейчас арендует пятый этаж в здании регионального фонда капитального ремонта на Краснофлотской, 24. Более того, после завышения «Омскэлектро» смет ремонтировать решили не 321 дом, а 277. На 44 дома просто не хватило денег. Также треть суммы и некоторые виды работ можно было провести до конца 2019 года, но этого делать не стали, чтобы отдать всю сумму конкретной компании.
После того как недовольные омичи написали заявление в УФСБ России по Омской области и региональную прокуратуру, «Омскэлектро» 25 января объявило о поиске подрядчиков на ремонтные работы. Конкурс проводится формально, поскольку по типовому договору ни одна серьезная фирма не согласится работать. Документ предполагает штрафы размером больше суммы контракта, который также может быть расторгнут в любой момент без оплаты. Подписание контрактов намечено на 6 февраля, а работы нужно завершить 15 марта.
«Как представляется, правонарушители прекрасно понимают противоправность своих действий: не случайно даже типовые договоры подряда подписываются не генеральным директором АО «Омскэлектро» А. А. Жуковским, не его заместителем М. В. Николаенко, который, похоже, реально всем этим управляет, а единственным оставшимся местным заместителем генерального директора В. А. Киселевым», — отмечает Александр Лихачев.
В итоге на продленный конкурс в основном заявились подрядчики, которые не работают даже с региональным фондом капремонта, где их отбирает специальная комиссия. С «Омскэлектро» договор подписали те, кто нигде больше не работает, что вызывает сомнение в качестве выбранных субподрядчиков. В основном это организации с уставным капиталом в 10 тыс рублей, никогда не работавшие с такими большими объемами.
В итоге Александр Лихачев со своей стороны обратился в УФСБ и прокуратуру с заявлением о необходимости провести проверку по изложенным фактам.
«Омскэлектро» ответило на это, обвинив Лихачева в намерении дважды получить бюджетные средства на ремонт дома № 6 на улице Гризодубовой. В них говорилось, что 832 тыс из выделенного 1 млн рублей предназначались на ремонт общедомовых коммуникаций, однако после обследования оказалось, что он уже был проведен. По этому поводу «Омскэлектро» обратилось в прокуратуру, ФСБ и ОБЭП.