Выбирая газету или журнал для чтения, порой достаточно посмотреть на лица или имена героев и экспертов, чтобы решить для себя: моё – не моё. Чьи же персоны стали на этой неделе самыми интересными для омских еженедельников?
На третьей полосе «Омской правды» виднеется знакомый высокий лоб, переходящий в затылок, и заголовок: «Виктор Назаров: «Паводок под контролем». Интервью губернатора посвящено всевозможным катаклизмам, которых омичам можно бояться, но не паниковать: к большой воде власти готовы, к лесным пожарам тоже, против утоплений поможет целевая программа, а птичий грипп вообще не страшен – даже прививки не ставили. «Поводов для беспокойства у жителей региона быть не должно», - уверенно завершает беседу главный для «Омской правды» человек.
На той же полосе «Вечернего Омска» - анализ бюджета с бодро-пессимистичным заголовком «Городу нужно увеличивать доходы» и комментарием любимого эксперта газеты – Вячеслава Двораковского. Мэр кратко подводит итоги года, выделяет проблемы, ищет решения и смотрит в будущее. Проблему и резерв он видит в подоходном налоге, который не платит половина омичей. Еще больше позитива кроется в совершенствовании межбюджетных отношений. Похоже, градоначальник не теряет надежды выдрать из областного бюджета деньги для областного центра. Правда, фотография, на которой Вячеслав Двораковский как будто затыкает себе рот, навевает мысли о некоторой неуверенности.
Хотя мужчине, внимание которого оспаривают многие, не пристало комплексовать. В «Комсомольской правде», например, сразу даже два материала с высказываниями Вячеслава Двораковского: про бюджет и про субботник. Мэр уже знает, как будет добывать деньги для казны: продавая городские земли, выпрашивая из федерального и регионального бюджетов и выбивая налоги из предпринимателей. Нет, все-таки правильно затыкал. Уж лучше молча сажать елки на субботнике. Кстати, субботничая, Вячеслав Двораковский заехал в сквер им. 30-летия ВЛКСМ, где рассказал, что благоустройством сквера займется ОмГУПС. Интересно, он уже одобрил план построить там очередную часовню, про которую писал сайт вуза?
В традиционной рубрике «Неделя: угол зрения» в «Вашем Ореоле» - Олег Смолин. Он говорит о последних законах, принятых Госдумой, цитируя великих (Хайяма, Бердяева, Герцена) и невеликих (единоросса Федорова). По его мнению, вбрасывание властью скандальных тем и законов является отвлекающим маневром и «играет банальную роль: создание ложных проблем, бурно обсуждаемых, вместо реальных». Одной из подлинных проблем, о которой сам депутат говорит уже много лет, является разрушение системы образования: «В ближайшие годы собираются уволить 90 тысяч учителей и практически каждого второго преподавателя вуза».
«Аргументы и факты» выбрали для полосного интервью любимого актера омских театралок (а может, и театралов, если они существуют) – Валерия Алексеева. Я сама впервые увидела его на сцене Иркутского драмтеатра, когда они с Юрием Ицковым были еще начинающими актерами. Поэтому не могу не приветствовать выбор издания. Тем более что Валерий Иванович на правах юбиляра рассуждает о возрасте и ролях, пошлости и душевности, столичности и провинциальности, о театре и о себе. А завершает грустным пассажем о перспективах уходящих со сцены: «За звания народных и заслуженных артистов пенсию, увы, не повышают». Знал бы прикуп – жил бы в Сочи. Пошел бы в губернаторы – и без всяких талантов обеспечил бы старость и себе, и детям, и внукам. Еще в депутаты можно податься – не поздно, кстати.
«Красный путь» накануне съезда депутатов-коммунистов в Москве публикует беседы с Виктором Жарковым и Иваном Фединым, которые думают о народе в Законодательном Собрании и Горсовете. Отчет о работе – это особый жанр для особого читателя, каким я, наверное, никогда не стану. И слова вроде такие хорошие: про ОДН, снос памятников, продажу алкоголя, парковки, утепление «хрущоб», запись на прием к мэру и т.п., а читаешь - и в сон клонит. Даже названия рубрик навевают тоску: «Депутатские будни», «В контакте с избирателем», а заголовки будто про Двораковского: «За ухудшение не голосуем», «Ориентиры на будущее». Одна радость: на первополосной фотографии рядом с секретарем обкома Андреем Алехиным обнаружила Валентина Мельника. Ишь ты! То они «предвыборный спарринг» устраивают, а то на «Школе молодого политика» в РЦСО «кормиловский опыт» вместе изучают. Может, правильно говорят некоторые клеветники: для политиков нет понятия «репутация».
Вот дирижер Евгений Шестаков спустя столько лет после ухода из оркестра не изменяет ни своим убеждениям, ни своей репутации. Просто чеканные формулировки: «Отставка «ошметков полежаевского режима» - это единственный путь к спасению искусства в Омской области». По большому счету, это не интервью, а прямая речь музыканта в «Бизнес-курсе». Впрочем, прямому и честному взгляду никакие журналистские «кружавчики» не нужны.
Это волюнтаризм, конечно, выбирать одно лицо из многих, сочно представленных в журнале. Архитектор Александр Бегун приоткрывает обычно недоступные публике подробности. Говоря другими словами, скандал в профессиональном сообществе: главный архитектор Омска включил в свое портфолио чужие работы. Сам Анатолий Тиль, высказавшийся «по теме», демонстрирует чудеса лояльности и умиротворения: похвалил работу Бегуна, включенную в альбом. Вот чем отличается хорошее интервью: вроде Юлия Стрельская не задавала никаких провокационных вопросов, а личности раскрылись, как на рентгене.
Хорошо, когда у газеты всего один объект внимания, как у «Вечерки» или «Омской правды». Но как выбрать «героя» в «Коммерческих вестях», где чуть не половина материалов – интервью или прямая речь, и хорошо, если всего на полосу? Придется выбрать самое большое – эссе или письмо почетного гражданина Омска Юрия Глебова: «Нужны ли Омской области 32 дотационных района?» Юрий Яковлевич анализирует проект стратегии развития области, подготовленный московскими специалистами. Заголовок говорит сам за себя. Меня же особенно тронула благодарность автора за статистические данные экс-главе Облкомстата Ивану Викторову и бывшему первому секретарю обкома КПСС Евгению Похитайло. Этих супер-экспертов в омских СМИ не увидишь, хотя они знают про область гораздо больше всех и любых «парней из другого города».
Единственная газета, в которой практически нет развиртуализации местных персон - это «Омская трибуна». Новости, репортажи, обзоры, очерки, эссе, аналитика… Единственное интервью – с польским режиссером с русскими корнями, родившимся в Африке, а живущим в Санкт-Петербурге, которого театральные ветры занесли в Омск. Анджей Бубень - гражданин мира, поэтому все попытки журналистки перевести разговор на Омск, местных актеров или жизнь в Сибири заканчиваются рассказом о мире и о театре. Только однажды ей удалось добиться реверанса в сторону драмтеатра, который Анджей назвал современным и ищущим новое. Что с космополитов возьмешь? Не понимают провинциальной души с ее любовью к комплиментам и душевному разговору о своем, о местном.
Татьяна Ильина