Директор городского музея «Искусство Омска» продолжила проект нашего ресурса, высказав свою точку зрения на проблему «Как изменится культура после самоизоляции».
Главное хранилище искусств столицы региона уже два года работает в новом помещении. «Искусство Омска» за это время стало одним из самых популярных музейных учреждений города на Иртыше. Тем любопытнее взгляд его руководителя на сложившуюся в данный момент ситуацию в сфере культуры.
Одно из произведений, представленныйх музеем «Искусство Омска» в рамках общероссийского флешмоба «Изоляция косплеи». В данном случае источником вдохновения для современного прочтения стала картина омского автора Игоря Вахитова «Привет Кардену!», хранящаяся в запасниках музея.
-Лариса Александровна, согласны ли вы с тем, что культура изменится после пережитого?
— Я бы уточнила понятие «культура» в данном контексте. Если речь идет об организации работы со зрителями и посетителями учреждений культуры, то очевидно, что по каким-то позициям изменится. И эти условия работы в культуре меняются постоянно. В свое время в связи с требованиями безопасности появились металлодетекторы и обязательная проверка личных вещей сотрудниками службы безопасности, сегодня появились требования ношения масок и соблюдения дистанции, завтра могут появиться новые правила, которые учреждения культуры будут соблюдать ради сохранности экспонатов и безопасности зрителей.
Если говорить о творческой стороне вопроса, наверное, новое незнакомое многим авторам состояние нестабильной ситуации, связанной с режимом самоизоляции, станет мощным импульсом для новых тем и новых произведений. Реакция на происходящие процессы составляет принципы актуального искусства. Можно предположить, что очень скоро мы увидим выставки и спектакли на темы невольной несвободы и связанные с этим переживания и ощущения.
— Как отразился режим самоизоляции на вашем учреждении?
— Мы так долго жили в режиме изоляции от зрителей (имеется в виду, что музей «Искусство Омска» длительный отрезок времени ютился в аварийном помещении и его сотрудники не имели возможности показывать свою коллекцию на собственных выставочных площадях — примечание БК55), что для нас это скорее привычная ситуация. Мы за последние два года, после старта работы в новом здании, вышли на очень напряженный ритм работы, что такая резкая приостановка стала неожиданностью. Хотя, это условная приостановка, реальные выставки сменились виртуальными.
Мы давно активно работаем в виртуальном пространстве, поэтому переход в онлайн режим для нас не стал стрессовым, когда необходимо перестраивать всю работу, мы включились в нее легко и естественно. У нас большой круг проектов, но я хочу обратить внимание на два: наше участие в общероссийском флешмобе «Изоляция косплеи», поскольку мы представляли в нем свою коллекцию, и «Изолента ГМИО», где мы показали, чем живут омские художники в особой ситуации и транслировали онлайн открытие выставок. Наша ИЗОЛЕНТА — это проект, в котором объединены два понятия, изоляция и изобразительное искусство.
Николай Брюханов «Цыганка» и ее новое прочтение.
Владимир Бичевой «Сварщик». Картина написана в 1983 году и хранится в коллекции музея «Искусство Омска». Рядом ее современное прочтение.
— Выполнение взятых на этот сезон планов до какой степени пострадало?
— Финансовый план пострадал, как и у всех учреждений культуры. Выставочный план сокращен, сроки большинства выставок изменены и перенесены на более позднее время. В апреле мы собирались открыть выставку преподавателей отделения художественной графики Вроцлавской Академии Искусств и Дизайна (Польша), где планировалась большая образовательная программа с воркшопами и мастер-классами с участием польских преподавателей, которые в последний момент поменяли билеты, т. к. Польша закрыла границы.
А в начале осени в наших залах должна была разместиться выставка графики «На бумаге из бумаги» из коллекции Майи и Владимира Опара (Москва), объединяющая современных отечественных и зарубежных авторов. Организаторы подтвердили готовность работать с нами в более поздние сроки. Наша традиционная выставка «Омск здесь и сейчас» состоится, но откроется позднее, при благоприятных обстоятельствах. В этом году она посвящена 75-летию Победы.
— Некоторые эксперты уверяют, что ситуация, подобная нынешней, будет повторяться довольно регулярно. В связи с этим как вы видите деятельность учреждений культуры, связанных с массовыми мероприятиями, в частности вашего?
— Некоторые эксперты говорят о регулярности подобных ситуаций, другие — о том, что мы все переживем, восстановимся и вернемся к прежней работе. Будем переживать неприятности по мере поступления. Выполнять все требования Роспотребнадзора и учиться жить в новых условиях.
— Необходимо ли введение новых штатных единиц, которые будут «заточены» только на онлайн-работу с вашими потребителями услуг? Может быть нужен новый отдел для тех, кто намерен потреблять услугу исключительно виртуально?
— Конечно, такие специалисты нужны, и в большинстве музеев они есть. Но в нашем штатном расписании нет даже ставок основных необходимых специалистов. Поэтому я могу говорить сколько угодно о том, что необходимо для полноценной работы музея, но пока меня никто не слышит.
Владимир Сташевич «О воздухе и воде. О красном и зеленом». Картина из коллекции ГМИО
Владимир Новосельцев «Портрет Горбунова» (из собрания ГМИО) и его современное прочтение.
Владимир Новосельцев. «Портрет художника Трифонова» (из фондов ГМИО) и современный взгляд на эту работу.
— На ваш взгляд, будут ли появляться новые требования санитарных служб для проведения массовых мероприятий? Необходимы ли будут для этого переделки вашего зала?
— Вероятно, будут. Но я не могу строить планов и догадок, пока требования по проведению массовых мероприятий не выдвинуты, мы не вносим корректировок в свою работу.
— Понятно, что после пандемии и самоизоляции вероятным выглядит и некоторый отток кадров из вашей сферы, ведь уже прогнозируется значительное снижение числа зрителей. Станет ли меньшим по объему ваш коллектив? Уменьшится ли число творческих сотрудников, если снизится количество выставок?
— На основе прогнозов и предположений я не могу планировать работу музея. Одно я знаю точно, если в ситуации неполного штатного расписания, необходимого для обслуживания музея, произойдут изменения в сторону количественного уменьшения коллектива, музей вновь будет закрыт для посетителей.
-Какие темы, на ваш взгляд, будут востребованы на волне пандемии и после пережитого обществом стресса? О чем будет рассказывать и что пропагандировать ваше учреждение?
— Мы и в режиме самоизоляции следим за тем, что происходит в мастерских художников. Но для анализа нынешней художественной ситуации необходимо время. Только на расстоянии мы увидим реакцию на стрессовую ситуацию самой эмоциональной части общества — творческих людей, после того, как появятся новые художественные произведения на актуальные темы, свидетелями которых мы стали.
Беседовал Виталий Маевский
Фото БК55 и предоставлено музеем «Искусство Омска»