Проректор по учебной работе ОмГУ им. Ф. М. Достоевского порассуждала о «плюсах» и «минусах» получения высшего образования в дистанционном режиме.
Я преимуществ у дистанционного обучения не вижу вообще. Я считаю, что университет — это место встречи, место общения преподавателя и студентов. Конечно, я не такой ретроград, чтобы отрицать новые технологии, особенно, когда это связано с передвижениями, с тем, что преподаватель, например, находится где-то в командировке и может выходить на связь со своими студентами, тогда эти самые дистанционные технологии очень помогают.
Но то, что случилось сейчас — это форс-мажорная ситуация. Понимаете, у меня была такая аналогия — война дала ускорение научно-техническому прогрессу. Появились прорывные разработки в ядерной физике, какие-то разработки позволили начать освоение космоса.
Я человек гуманистического склада ума, и считаю, что не нужно нам войны, эпидемии, катастрофы, чтобы развивать технологии. Если бы пандемии не случилось, эти технологии и так бы развивались, но естественным образом.
И право преподавателя выбирать те методы и способы обучения, которые он считает нужным. Нам пришлось очень интенсивными темпами освоить те технологии, которыми мы раньше пользовались по случаю. Но это не преимущество, это вынужденная мера. Я думаю, сто процентов из ста скажут, что лучше бы этого не было. И то, что мы чему-то там научились, какие-то кнопки нажимать, никак не компенсирует того факта, что умерло столько людей, столько врачей… По сравнению с тем, что мир попал в такой жестокий «капкан» — люди лишились работы, все остановилось, мы не можем никуда поехать… Конечно, любой кризис чему-то учит. Но видеть преимущества этой ситуации мне не позволяет трагизм этой самой ситуации.
Мы, я имею в виду всю систему образования в целом, просто не были готовы к 100%-му переходу в онлайн. Во-первых, не у всех студентов и преподавателей было необходимое техническое оснащение дома. Многие преподаватели на работе имеют достаточное оснащение и не собирались покупать что-то дополнительно домой, ту же веб-камеру. Многие, кто мог себе позволить, тут же пошли и этот ноутбук купили. Но многие не могли себе этого позволить. У некоторых студентов тоже не хватало чего-то из оргтехники.
Не были сети готовы к такому объему передачи информации, нет места для хранения — мы сейчас получаем очень много файлов в графических и видеоформатах. Ну и помимо всего прочего, знаете, у студентов свет еще в деревне отключают. И интернет дорого стоит. К таким моментам мы не были готовы, хотя сама по себе работа в режиме онлайн не так уж и сложна, более того, у нас все преподаватели прошли курсы повышения квалификации, все умеют и работают с этими технологиями.
Кроме того, не все предметы можно перевести в онлайн-формат. Например, физкультура. Конечно, мы вышли из положения, но это потребовало больших затрат именно от преподавателей: стоит задача принять нормативы у студентов. Одно дело, когда они все бегут или выполняют упражнения в зале или на спортплощадке, а другое дело отсмотреть видеофайлы, присланные каждым студентом. Но физическую культуру все равно удалось провести в онлайн-формате. А как провести лабораторную по химии или по физике? Как лить кислоту? Где ее взять студенту дома? Физические лаборатории оборудованы подчас очень сложной аппаратурой. Кроме того, здесь, в университете, студенты выполняют лабораторные под руководством преподавателя и учебного мастера, техника безопасности соблюдается. Дома все это невозможно. Так что для технических, инженерных специальностей это тяжелый случай. Конечно, существуют тренажеры, симуляторы — предусмотрен выход из этой ситуации. Но, понимаете, это все равно как летчику учиться только на тренажере, или врачу учиться только на манекене.
Надо понимать, что дистанционное обучение — это только отдельный сегмент. По основным образовательным программам есть такие компетенции, которые можно получить только очно.
Исключительно дистанционно конечно можно работать. Но я не знаю ни одного полностью дистанционного вуза, который выдавал бы диплом о высшем образовании с присвоением квалификации. Повысить квалификацию можно, можно пройти модули, можно слушать онлайн-курсы. Но стать полноценным специалистом только на онлайн-платформе нельзя.
Даже очень продвинутые в цифровой среде университеты полностью дистанционного образования не дают и давать не собираются.
Евгений Куприенко