Новости. Омск

Татьяна Смирнова: «Я думаю, сто процентов из ста скажут, что лучше бы этого не было»

Фото: omsklib.ru

Проректор по учебной работе ОмГУ им. Ф. М. Достоевского порассуждала о «плюсах» и «минусах» получения высшего образования в дистанционном режиме.

Я преимуществ у дистанционного обучения не вижу вообще. Я считаю, что университет — это место встречи, место общения преподавателя и студентов. Конечно, я не такой ретроград, чтобы отрицать новые технологии, особенно, когда это связано с передвижениями, с тем, что преподаватель, например, находится где-то в командировке и может выходить на связь со своими студентами, тогда эти самые дистанционные технологии очень помогают.

Но то, что случилось сейчас — это форс-мажорная ситуация. Понимаете, у меня была такая аналогия — война дала ускорение научно-техническому прогрессу. Появились прорывные разработки в ядерной физике, какие-то разработки позволили начать освоение космоса. 

Я человек гуманистического склада ума, и считаю, что не нужно нам войны, эпидемии, катастрофы, чтобы развивать технологии. Если бы пандемии не случилось, эти технологии и так бы развивались, но естественным образом.

И право преподавателя выбирать те методы и способы обучения, которые он считает нужным. Нам пришлось очень интенсивными темпами освоить те технологии, которыми мы раньше пользовались по случаю. Но это не преимущество, это вынужденная мера. Я думаю, сто процентов из ста скажут, что лучше бы этого не было. И то, что мы чему-то там научились, какие-то кнопки нажимать, никак не компенсирует того факта, что умерло столько людей, столько врачей… По сравнению с тем, что мир попал в такой жестокий «капкан» — люди лишились работы, все остановилось, мы не можем никуда поехать… Конечно, любой кризис чему-то учит. Но видеть преимущества этой ситуации мне не позволяет трагизм этой самой ситуации.

Мы, я имею в виду всю систему образования в целом, просто не были готовы к 100%-му переходу в онлайн. Во-первых, не у всех студентов и преподавателей было необходимое техническое оснащение дома. Многие преподаватели на работе имеют достаточное оснащение и не собирались покупать что-то дополнительно домой, ту же веб-камеру. Многие, кто мог себе позволить, тут же пошли и этот ноутбук купили. Но многие не могли себе этого позволить. У некоторых студентов тоже не хватало чего-то из оргтехники.

Не были сети готовы к такому объему передачи информации, нет места для хранения — мы сейчас получаем очень много файлов в графических и видеоформатах. Ну и помимо всего прочего, знаете, у студентов свет еще в деревне отключают. И интернет дорого стоит. К таким моментам мы не были готовы, хотя сама по себе работа в режиме онлайн не так уж и сложна, более того, у нас все преподаватели прошли курсы повышения квалификации, все умеют и работают с этими технологиями.

Кроме того, не все предметы можно перевести в онлайн-формат. Например, физкультура. Конечно, мы вышли из положения, но это потребовало больших затрат именно от преподавателей: стоит задача принять нормативы у студентов. Одно дело, когда они все бегут или выполняют упражнения в зале или на спортплощадке, а другое дело отсмотреть видеофайлы, присланные каждым студентом. Но физическую культуру все равно удалось провести в онлайн-формате. А как провести лабораторную по химии или по физике? Как лить кислоту? Где ее взять студенту дома? Физические лаборатории оборудованы подчас очень сложной аппаратурой. Кроме того, здесь, в университете, студенты выполняют лабораторные под руководством преподавателя и учебного мастера, техника безопасности соблюдается. Дома все это невозможно. Так что для технических, инженерных специальностей это тяжелый случай. Конечно, существуют тренажеры, симуляторы — предусмотрен выход из этой ситуации. Но, понимаете, это все равно как летчику учиться только на тренажере, или врачу учиться только на манекене.

Надо понимать, что дистанционное обучение — это только отдельный сегмент. По основным образовательным программам есть такие компетенции, которые можно получить только очно.

Исключительно дистанционно конечно можно работать. Но я не знаю ни одного полностью дистанционного вуза, который выдавал бы диплом о высшем образовании с присвоением квалификации. Повысить квалификацию можно, можно пройти модули, можно слушать онлайн-курсы. Но стать полноценным специалистом только на онлайн-платформе нельзя.

Даже очень продвинутые в цифровой среде университеты полностью дистанционного образования не дают и давать не собираются.

Евгений Куприенко

Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

9
9
Леди29.05.2020 00:28:56
И то, что мы чему-то там научились, какие-то кнопки нажимать, никак не компенсирует того факта, что умерло столько людей, столько врачей…
Источник: https://bk55.ru/news/article/168865/

Какая связь между тем, что преподаватели ВУЗа научились «кнопки нажимать» и тем, что «умерло столько людей».... Это типо: «благодаря тому, что умерло столько людей, преподаватели ВУЗа научились кнопки нажимать»?
Ну не знаю... смысловая нагрузка у данног очерка - нулевая, а ляпов и алогизмов - хоть отбавляй.
5
5
мимо проходил29.05.2020 01:40:58
Для Леди:
зачем вырывать из контекста? Поддержу ее контекст, который отчасти сами Вы и уловили, но передали ровно наоборот! Да, это не "плюс", если такие возможности возникли "на фоне", и - именно что "не благодаря" такой ситуации, а - вынужденно, в форс-мажоре. Что она и объяснила. Если для Леди перевести на простой бытовой, что она сказала - звучать будет так: «после» - не значит «вследствие». На эту расхожую, считающуюся "классической", ошибку восприятия и - попала Леди.
4
2
мимо проходил29.05.2020 02:19:56
О! коммент ушел к тем, кто своих пед-протеже здесь протаскивает, а вот эту замечательную даму, дававшую интервью - подставляет! Что ж - надеюсь, что эти темные делишки - бумерангнутся их творцам!
3
1
мимо проходил29.05.2020 02:35:20
Попробую высказать тогда кратко. 1. Это ответ европейского уровня, практически не нахожу ни одного предложения, где бы мог не согласиться с мнением. 2, Это мнение не будет учтено в предстоящих изменениях высшего образования, так как навязывается (связкой Кузьминов-Фальков) противоположная картина, ровно на 180 градусов для абсолютного большинства в провинции, кроме единиц, приравненных в столичным. 3. Это не противоречит мнению "хм...", что дистант самое актуальное и он неизбежен уже сейчас, так как условия развития дистанта - самим "хм..." учитываются лишь в вину не въехавших в дистант преподавателей, а не в учет не во всем и не везде созданных для него инструментов закрепления именно прогрессивных форм его, а не дистанта вообще ради дистанта. Высказанное дамой - верно для сейчас, а высказываемое "хм..." обычно - верно как вектор ближайших лет 10-15-20. Начиная от "уже сейчас всё равно устойчивый рост". Но - если бы без условий искажения тенденций фед-центром, что - увы - нереально, как и неизбежно (с искажениями). В таком варианте коммент - пройдет-нет постановку?
12
6
vau29.05.2020 08:39:38
"Наша Таня громко плачет -
уронила в речку мячик..."
Ну а если серьёзно - читайте ТИМКИНА СЕРГЕЯ ЛЕОНИДОВИЧА - гениальный кадр из ОмГУ. В его диссертации (докторской) есть все ответы. Не знаю - защитил он её или нет, но собственно и не важно - прогресс отменить нельзя. И даже если Путин скажет, что дистанционка это "бяка" это не так. Она дороже будет - раза в ДВА (по данным МВТУ им Баумана), и потребует хорошего компа, интернета программ всяких навороченных - НО ЕЁ УЖЕ НЕ ОТМЕНИТЬ. От слова "НИКАК".
5
6
Леди29.05.2020 10:34:59
мимо проходил,
Вы считаете, что "не стоит вырывать из контекста", а я считаю, что любая речь, тем более публичная, тем более работника ВУЗа не должна представлять из себя набор бессвязных предложений.
Ну давайте прочитаем " в контексте":
"Я думаю, сто процентов из ста скажут, что лучше бы этого не было. И то, что мы чему-то там научились, какие-то кнопки нажимать, никак не компенсирует того факта, что умерло столько людей, столько врачей… По сравнению с тем, что мир попал в такой жестокий «капкан» — люди лишились работы, все остановилось, мы не можем никуда поехать… Конечно, любой кризис чему-то учит. Но видеть преимущества этой ситуации мне не позволяет трагизм этой самой ситуации"
Источник: https://bk55.ru/news/article/168865

Вот разве может существовать такое предложение (без начала и без конца): "....По сравнению с тем, что мир попал в такой жестокий «капкан» — люди лишились работы, все остановилось, мы не можем никуда поехать…"
ЧТО "по сравнению"?
5
5
Леди29.05.2020 11:20:53
мимо проходил,
Ах да... надо вам ещё ответить про "перевод для Леди на бытовой язык".
Вы очевидно свой язык относите к "возвышенному", но воспринимается как "высокопарный".
На самом деле мне не важно на "бытовом" или "возвышенном" языке человек разговаривает, главное, что бы на русском ...... и, что бы смысл был .... а то некоторые наворотят, а смысла нет.
5
1
Vlad29.05.2020 12:43:55
Леди, я к героине интервью тоже отношусь без особой симпатии. Но, справедливости ради, стоит признать, что в целом она права. И если не придираться к словам, вполне понятно, что она имела в виду. Поэтому скорее соглашусь с мимо проходил
3
6
Леди29.05.2020 13:22:34
Vlad,
На самом деле я «героиню» совсем не знаю. Просто не люблю читать (слушать) многословные речи с очень простой мыслью.
И кроме того, данное выступление наносит репутационный удар по ОМГУ, а именно: основная мысль о том, что дистанционное обучение хуже очного, сопровождается «вздохами» о проблемах с организацией процесса дистанционного обучения в ОМГУ, о неумении (неготовности) преподов работать в новом режиме, о каких-то проблемах со светом в деревнях ... получается, что ОМГУ «отсталый» ВУЗ ? Все работают дистанционно ... а ОМГУ «страдает» как «пожилая тетенька», которую заставляют работать в духе времени...
3
4
Леди29.05.2020 13:29:07
Одновременно появилась статья ОмГТУ, написанная в прямо противоположном стиле, но тоже о дистанционке.... получается ОМГТУ «впереди планеты всей», а ОМГУ - «застрял в прошлом веке»... это, конечно, наталкивает на определённые мысли... но, как говорится, за язык никто не тянул... сами виноваты.
2
6
Леди29.05.2020 13:34:16
Относительно того, что лучше очное или дистанционное обучение, я писала комментарий к статье ОГТУ... комментарий закрыли.
Я думаю, что в условиях дальнейшего развития дистанционного обучения у омских вузов (всех омских вузов) нет никаких шансов на выживание...ну кому нужны провинциальные лекторы... тогда уж лучше столичных слушать.
5
0
vau29.05.2020 14:00:58
что в условиях дальнейшего развития дистанционного обучения у омских вузов (всех омских вузов) нет никаких шансов на выживание...ну кому нужны провинциальные лекторы... тогда уж лучше столичных слушать.

Источник: https://bk55.ru/news/article/168865/

ЖЁСТКО! Мадам! Провинциальны лекторам не всегда нечего сказать. Некоторым просто не давали трибуны! В Омске были, есть и будут конкурентоспособные учёные - изобретения же "кто-то" делает? Вот только читать лекции для них - "не комильфо", время терять - наука на месте не стоит. В Омске были ПРОРЫВНЫЕ ИДЕИ и сейчас есть - МОСКВИЧЕЙ УЧИМ. Но избранных.
1
0
мимо проходил29.05.2020 14:43:03
Для Леди - Вам хотя бы почитать про столичных лекторов - откровение от мужа главы ЦБ о том, что: их слушают максимум не более 15 % студентов - вот, видимо, под стать Вам - кому и мэр столичный теплее на слух. Мне лично Галкина интересней было слушать сегодня, который Ваш образ мужчины мягенько так при-опустил
1
0
мимо проходил29.05.2020 14:50:31
Кстати, этот муж главы ЦБ (не пропускают его ФИО, многократно проверил) НА ЭТОМ ОСНОВАНИИ (не слушают вещателей истин для Леди) добивается прекращения лекций вообще - мол, не нужны они ПОЭТОМУ ВООБЩЕ. И - добьется, думаю. Потому что мнение Леди там никому не интересно, удел этого мнения - сфера воображения, не более того, что слишком далеко от реальностей. Проблема решилась бы переездом и на месте воочию увидеть своих "ку" (-миров), но - у Леди свой финансёр должен быть для этого.
3
2
Леди29.05.2020 15:29:04
мимо проходил,
Хорошая у вас память, однако... но мы, девушки, вообще переменчивые, я уже и забыла всех своих старых кумиров)))
Относительно же того, что мое мнение никому не интересно ...,ну ... вы прям новость мне сообщили... а то я думала, что комментарии в жёлтой прессе специально придумали, что бы каждый своё мнение до «мужей» доносил)))
Ну, а об остальном - так вообще не переживайте .... с «финансерами» все в порядке.
1
0
мимо проходил29.05.2020 15:36:35
Для Леди:
да я-то как раз и не собирался даже переживать, мне больше интересно было, заинтересуетесь почитать своих образовательных высокопарных "ку" или нет! Которые наглядно пояснили, что есть мЕчты не сбыточные про тех, кого по мнению Леди слушать надо - высокие ли у них на деле пары и парения-испарения, али нет, гуры они али куры))) Они ведь Ваше мнение о себе опровергают - не мое, заметьте!)))
1
0
мимо проходил29.05.2020 15:45:43
Насчет перевода на бытовой: так это - панимаете-нет - азбучные истины в науке. Потому и удивили рассуждениями типа "благодаря", где у дамы никаких "благодаря" и в помине не было. Нехорошо ваще-то пытаться подсунуть даме свое, что она не говорила и что даже близко не читается в ее словах, а потом подсовывать как будто это она сказала. Пошто так даму обижать-то?!))) Лишь это и хотел сказать. Ничё высокопарного-возвышенного - ни я не сказал, ни она, а перевод потребовался - с научного, а не парного-высокого.
1
1
Леди29.05.2020 15:46:34
мимо проходил,
Ой, да ладно.... зачем спорить с очевидным... кто в Омских ВУЗах-то остался ... а кто остался - только и делает, что доказывает всем: «мы не хуже столичных .... одни амбиции
1
1
Леди29.05.2020 15:48:42
мимо проходил,
С «научного»?.... Вот я и говорю... одни амбиции...
1
0
мимо проходил29.05.2020 16:00:05
Для Леди:

Логическая ошибка — Википедия

«После» не значит «вследствие»[править | править код]. «После этого — значит по причине этого» (лат. post hoc ergo propter hoc) — логическая уловка, при которой причинно-следственная связь отождествляется с хронологической...
Какие амбиции, уважаемая?! Азбука, не более того. Амбиции свойственны столичным, пальцы веером и т.п. Вот именно так сокровенный вздох "ах-ххх!" от Леди и ждут: оно ж - столичное! И - без закуси. Закусь позже - при личном общении с воздыхательницами.
9
1
Тимкин Сергей Леонидович29.05.2020 16:04:19
Тут меня упомянули, не знаю правда кто и зачем так лестно… Не могу не возразить своему начальнику, а также сказать несколько слов в защиту ОмГУ и дистанционного обучения в нем и в мире.
1. Война и дистанционное обучение выявляют недостатки в организации «войск», «оружии», подготовке «бойцов». Смею заверить, что дистанционное обучение наиболее страшно для плохо организованных преподавателей, учебных подразделений и организаций.
2. Действительно, не все специальности «ложатся» в полную «дистанционку», да и отнюдь не всегда и не для всех это нужно. Но как примеры полностью дистанционных программ могу привести программы:
• Bachelor of Science in Computer Science University of London на Coursera
• Десятки программ магистратуры, в т.ч. таких вузов как Georgia Institute of Technology, University of Texas at Austin, University of California, San Diego, University of Pennsylvania и прочая и прочая
• Наконец, письмо-рассылка от 22.05.2020 г.: «Начинается набор в Онлайн-магистратуру МФТИ «Технологическое предпринимательство». Программа обучения рассчитана на 2 года, все курсы читаются дистанционно. По окончании студенты получат диплом МФТИ государственного образца с присвоением степени магистра. Начало занятий: 1 октября 2020 г.»
3. В ОмГУ уже накоплены весьма положительные примеры реализации в дистанционном режиме даже весьма сложных учебных процессов: ГИА (как государственный экзамен, так и защита выпускной квалификационной работы), олимпиады (причем для 5-11 классов школы).
1
0
мимо проходил29.05.2020 16:05:12
Насчет мы не хуже. Ну, мож, кто-то такую глупость и говорит, но на деле нечто подобное - только по отношению к ним: они не лучше наших. Потому как науки в стране нет. Отдельные тех-направления - развиваются, а у большинства столичных - пальцы веером. Что и доказали Айфончику нобелевские лауреаты, на дух не захотевшие даже приехать сюда. Которых он подкупить собирался по наивности купеческого широкого взмаха.
8
0
Тимкин Сергей Леонидович29.05.2020 16:05:12
Lj,fdrf^
Для людей, нуждающихся именно в дистанционном образовании по определенным (не всем) специальностям, мы можем организовать обучение на достаточно качественном уровне и делаем это. Готов за это утверждение отвечать. Желательно, чтобы так получали второе профессиональное (после высшего или среднего) образование.
А докторскую я не защитил, слишком это сложно у нас оказалось…
7
0
Тимкин Сергей Леонидович29.05.2020 16:07:41
Тут меня упомянули, не знаю правда кто и зачем так лестно… Не могу не возразить своему начальнику, а также сказать несколько слов в защиту ОмГУ и дистанционного обучения в нем и в мире.
1. Война и дистанционное обучение выявляют недостатки в организации «войск», «оружии», подготовке «бойцов». Смею заверить, что дистанционное обучение наиболее страшно для плохо организованных преподавателей, учебных подразделений и организаций.
2. Действительно, не все специальности «ложатся» в полную «дистанционку», да и отнюдь не всегда и не для всех это нужно. Но как примеры полностью дистанционных программ могу привести программы:
• Bachelor of Science in Computer Science University of London на Coursera
• Десятки программ магистратуры, в т.ч. таких вузов как Georgia Institute of Technology, University of Texas at Austin, University of California, San Diego, University of Pennsylvania и прочая и прочая
• Наконец, письмо-рассылка от 22.05.2020 г.: «Начинается набор в Онлайн-магистратуру МФТИ «Технологическое предпринимательство». Программа обучения рассчитана на 2 года, все курсы читаются дистанционно. По окончании студенты получат диплом МФТИ государственного образца с присвоением степени магистра. Начало занятий: 1 октября 2020 г.»
3. В ОмГУ уже накоплены весьма положительные примеры реализации в дистанционном режиме даже весьма сложных учебных процессов: ГИА (как государственный экзамен, так и защита выпускной квалификационной работы), олимпиады (причем для 5-11 классов школы).
2
0
мимо проходил29.05.2020 16:11:05
Для Леди - кстати:
за рубежом - нет такой дикости как у нас, Там если преподаватель, так - преподаватель, если наукой занят - так наукой, а если методикой - так методикой. Кто смешивает ремесла - иметь качество по определению не может.
6
1
Леди29.05.2020 16:43:52
Ну вот ... это по существу, да и стиль речи я могу назвать «научным».
6
0
Леди29.05.2020 16:47:59
Тимкин Сергей Леонидович,
Предыдущий свой комментарий я Вам адресовала, поспешила немного с отправкой.
Спасибо, что поправили ситуацию, я вообщем-то и не сомневалась, что универ дистанционки не испугался.
1
1
Лихолабов30.05.2020 18:45:15
Это как раз тот случай, когда ведущий (не главный) учёный и мыслящий интеллектуал - Т.Б. Смирнова, впала в омут управления сельским учебным заведением. Судя по опубликованному на днях отчёту о доходах ректоров/проректоров омских вузов, за свою деятельность Татьяна Борисовна получает достойное для своего уровня содержание. Кроме того, большинство ее подчиненных, только освоивших кнопки, также получают достойную копеечку. Однако сводить свою оценку только к материальной стороне вопроса будет неверным, так как десятикратный разрыв между Татьяной Борисовной и более чем 200 подчиненных проявляется не только в зарплатной ведомости, но и в уровне компетенций и ответственности за конечный результат. Именно к последнему относится ДОТ, недостижимость которого как с технической, так и с организационной части понимает Татьяна Борисовна. Однако уровень ее компетенций вполне позволяет создать современный ВУЗ, способный оказывать качественные образовательные услуги, что также отмечено в ее вознаграждении. Исходя из этого возникает вопрос: как так получилось, что Татьяна Борисовна способна создать инновационный ВУЗ, получает за это бюджетные деньги, но, при этом, осознаёт руководит этим пту, которое в своей сути уже несёт оправдания по отсутствию результата???
2
0
Александр01.06.2020 12:09:37
Я думаю, что очень кстати пост Ивана Булавкина (Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, 18 мая, Фейсбук)

Иван Булавкин
18 мая в 00:08 · Доступно всем
Вал публикаций о том, что онлайн-форматы оказались не эффективны. Виноватые назначены - это технологии. А не кажется ли вам, что не эффективными оказались люди, которые постоянно откладывали свое знакомство с цифрой, мол подождёт. А оно не подождало, свалилось среди ясного неба. И все активно делают вид, что это не они расслабились, а технологии недостаточно для них простые. Урок не выучен, очень жаль.

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3807385205970449&id=100000970225896
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2020 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru