Поставлять топливо в страну будут только местные трейдеры, в итоге «Газпром нефть» потеряет часть прибыли. Компания поставляет почти 50 процентов топлива от потребностей сопредельного государства.
Вчера, 23 апреля, премьер-министр Казахстана Серик Ахметов подписал постановление правительства, ограничивающее импорт нефтепродуктов из России.
Если раньше на топливном рынке страны работал целый ряд трейдеров, то теперь оператором закупок станет государственный «Казмунайгаз» и еще две компании, сообщает «Коммерсантъ». Ранее Казахстан рассматривал возможность введения полного запрета на ввоз высокооктанового бензина из России либо введения количественного ограничения на импорт нефтепродуктов, однако теперь казахстанские власти просто решили «перераспределить рынок», «попилив» маржу.
Астана была крайне недовольна реализацией межправительственного соглашения о поставках нефти и нефтепродуктов. Сейчас Казахстан получает без пошлин 1,3 млн. тонн нефтепродуктов из России, оплачивая их беспошлинной нефтью. То есть, покупая у России дорогой бензин, расплачивалась дешевой нефтью. По словам министра нефти и газа Казахстана Сауата Мынбаева, цена на нефть, которую республика экспортирует в Россию, меньше цены, по которой она продается в дальнее зарубежье. В итоге бюджет страны нес потери.
Казахстан не скрывает, что хочет развивать свою нефтепереработку, однако сейчас крупнейшие в стране НПЗ — Павлодарский, Шымкентский и в Атырау — находятся на реконструкции, в связи с чем расширяется сотрудничество с Китаем.
По итогам 2012 года импорт нефтепродуктов в Казахстан из России составил 1,3 млн. тонн, речь идет о сумме порядка 40 млрд. рублей. Причем крупнейшим поставщиком нефтепродуктов является «Газпром нефть». Компания осуществляет почти 50% от объема поставок.
Интересно, что дочерняя структура российской «Газпром нефти» — «Газпром нефть Казахстан» обращалась в правительство Казахстана с просьбой включить ее в список поставщиков-операторов, однако ответа так и не получила. Теперь компании придется работать через трейдеров, неся серьезные убытки. Оценить возможные потери компании эксперты пока не берутся, однако речь идет о нескольких миллиардах, так как «Газпром нефть» не сможет реализовать на АЗС в Казахстане так называемый омский вариант, увеличив цены на топливо, поскольку там они регулируются государством. И в этой связи не исключено, что финансовое бремя компенсации потерь вновь ляжет на россиян.
Андрей Полянский