А также оценили осмысленность «заморозки» своих бизнесов.
Сегодня в формате пресс-конференции руководители event-организаций различной направленности не только из Омска, но и из ряда регионов нашей страны оценили текущее положение дел в индустрии, фактически к финалу выйдя к ответу на вопрос «насколько реалистично окончательно остаться не у дел?»
Так, по словам модератора мероприятия Александра Дерябина, далеко не чужого в омской бизнес-среде, общий объем этого рынка со 160 миллиардов рублей может уже в ближайшие месяцы снизиться втрое. Об этом, по крайней мере, говорят эксперты.
Жив откликнулся на столь оптимистичные, на его взгляд, данные, руководитель агентства «Креативная банда «Медведь» Юрий Шалькин.
— Жестко все! Когда все началось, никто не предполагал, что настолько затянется. Знай мы это заранее, смогли бы переориентироваться и более четко подойти к оптимизационным процессам — в том числе, что делать, пошли бы на сокращение штата. Но в Москве все еще жестче: там почти все event-агентства вынуждены были либо закрыться, либо сокращать сотрудников, ранее осваивавших большие бюджеты, — заметил он.
Собственно, владелец бизнеса обозначил, что его высокопрофессиональному коллективу в настоящий момент приходится разве что «охотится» на мини-тендеры на организацию скромных event’ов, бюджет которых не доходит и до миллиона рублей. Фирме, соответственно, перепадают крохи с этого праздника жизни. Да и о нелицеприятном выражении «пир во время чумы» он призвал коллег не забывать: даже ничего не потерявшие на фоне буйства коронавируса фирмы сейчас опасаются привлекать аудиторию броскими событиями, чтобы не прослыть «моральными уродами» и в то же время не нести бремя вины за пополнение и так не слишком приятной ковид-статистики.
Посему приходится стиснув зубы признавать — «кормящий» такие фирмы сезон, май–июнь, все поголовно участники рынка про…пустили.
Последним шансом остаться на плаву должен статься предновогодний сезон. Однако прогнозы эпидемиологов на вторую волну не позволяют такой надежде теплиться. К тому же, начинать подготовку к массовому мероприятию, которые еще даже не разрешены официально, необходимо за месяцы до проведения, в течение которых всему коллективу надо будет пребывать в подвешенном состоянии.
Однако максимально «подвешены» в настоящий момент event-агентства, специализирующиеся на организации концертов и других публичным мероприятий. О ситуации в этой сфере аудитории поведала Юлия Оверчук, ведущая таких мероприятий и партнер международного ООО «Балканская музыка», в том числе ведающего гастролями по российским городам и весям Эмира Кустурицы и Горана Бреговича, Юлия Оверчук. Девушка отметила, что в настоящий момент в России есть шанс запустить с ограниченным составом участников один из летних фестивалей в культурной столице. Однако из-за пандемии мероприятие, первоначально готовящееся на конец августа, может сойти на нет или переноситься до бесконечности. Обеспечить дистанцирование фирма готова, артисты только рады будут вернуться к зрителю, но…коронавирус все еще диктует правила. По ее мнению, гонорары придется урезать всем и каждому участнику такого бизнеса, но даже на это готовы в том числе и проедающие прежде добытое на гастролях артисты.
— Мы много работаем с сербским исполнителем Гораном Бреговичем и вы только представьте: у него в год было более 300 концертов. У человека был образ жизни, который он потерял. Из-за пандемии у него нет ни гастролей, ни заработка. Конечно, сейчас идет послабление режима повышенной готовности и возможно на мероприятия начнут продавать часть билетов, — поведала дама.
Казалось бы, устроителям тренингов должно быть легче, ведь «сконнектить» коучей с аудиторией должно быть легче, но пожалуй владелица этого бизнеса из Новосибирска Юлия Ольшанская, возглавляющая агентства бизнес-событий «ExpertUm», оказалась наиболее пессимистичной из всех собравшихся. Она озвучила, что в настоящий момент для них невозможно существование даже в ноль, а терять статус, берясь за «скромные объедки», дающие шанс проплыть еще пару-тройку метров, не хотелось бы. Да и те самые бизнес-тренеры и спикеры сейчас в панике разбежались искать свою аудиторию уже без посредников, дабы не потерять последние шансы на рентабельность.
В итоге простой после марта фактически 100-процентный.
Собственно, переходя к теме онлайна большинство «ивентеров» оценило для себя перспективы перехода на такой формат либо с едкой иронией, либо с нескрываемым негативом и пессимизмом.
— Просить людей перейти от одного, рабочего, компьютера к другому звучит просто странно, — отметил тот же Юрий Шалькин.
Среди других аргументов прозвучали невозможность прочувствовать энергетику.
— Пока у вас стадия отрицания, хотя попытки у каждого фактически были, — резюмировал модератор мероприятия Александр Дерябин.
Зашла речь и господдержке. Участники мероприятия пришли к выводу, что в их индустрии нет единого наименования пресловутых ОКВЭДов, посему рассчитывать на «коронакризисные» выплаты смогут едва ли 2-3 процента, ведь при регистрации были совсем иные приоритеты.
Рекламные агентства уже, в свою очередь, постепенно оживают. По крайней мере, такими оптимистичными, на фоне остальных, известиями поделился владелец фирмы «Коперник» Антон Дымченко.
— Безусловно, запланированные мероприятия приходится зачастую отодвигать. Однако сейчас агентство уже выходит на уровень условного февраля, который в event-индустрии и так считается не самым благоприятным временем. Но это хотя бы что-то. По моим прогнозам нам удастся восстановиться к концу года, — озвучил бизнесмен.
Но он обратил внимание собравшихся на «придворных», которые получают заказы на организацию хотя бы мини-праздников от той же мэрии или правительства.
Еще один бич рынка в период пандемии — запускаемые тендеры, которые поначалу радуют изголодавшихся event-деятелей, а потом жестко возвращают к исходному. Участники обсуждения пришли к выводу, что это происки чересчур амбициозных маркетологов и менеджеров, которые держатся за свое место и демонстрируют боссам свою активность. Из 10 таких процедур доходит до этапа сотрудничества едва ли один.
Подытожив, шоумен, известный далеко за пределами Омска Леонид Петров в довольно жесткой и бескомпромиссной манере призвал коллег прекращать жить пустыми надеждами и фантазиями и сосредоточиться на других сферах деятельности, поставив event-бизнес на паузу. Впрочем, не всем предпринимателям идея «заморозки» пришлась по душе.
— Проще пока действительно уйти в другую нишу, пока переждать и зарабатывать деньги в другом пока бизнесе, хотя я очень люблю свое дело. Факт остается фактом, если будет вторая волна, мы вынуждены будем «заморозиться» и выйти уже когда разрешат работать, другого выхода не вижу, — признала Юлия Ольшанская.
Но на позиции «баба Яга против» оказался Юрий Шалькин.
— Куда там ставить на паузе? Ты же всех клиентов растеряешь, особенно если они из числа мелких предпринимателей. Если бы я так сделал, то когда бы мы вышли, мне бы столько надо было усилий, чтобы это все «прокачать» заново.
Евгений Куприенко