Новости. Омск



Игорь Коновалов: «Компромисс между наукой и коммерцией обычно не в пользу науки»

Завершены «работы по сохранению памятников деревянного зодчества» на ул. Маяковского № 11-13. Я не случайно взял эту формулировку в кавычки.

Хотя именно такая формулировка фигурировала на заборе, окружавшем эти памятники. А если заглянуть за забор, то можно было увидеть, что никаких памятников нет, а на их месте вырыт котлован под новое строительство. Но, как известно, у нас много что на заборах пишут.

Все уже привыкли, что нельзя верить всему, написанному на заборах.

Потом внешнее подобие фасадов памятников всё же появилось. Так давайте разберёмся — то, что построено, это всё-таки памятники или не памятники? Чтобы это понять, нужно знать, каковы критерии памятника.

Когда-то реставрация была наукой, а не только направлением деятельности проектировщиков. В те времена и были выработаны критерии. Главным из них всегда признавалась подлинность памятника (аутентичность). Причём подлинность складывается из подлинности замысла, подлинности материала и подлинности мастерства. То есть в памятнике деревянного зодчества в идеале все венцы должны быть изначальными.

Если уж возникнет техническая необходимость, то отдельные венцы можно заменить, но это должны быть такие же брёвна, с такими же врубками, и они должны оставаться элементами несущей конструкции сруба.

ФОТО: https://omchanin.livejournal.com

В данном случае на месте деревянных домов построено каркасно-монолитное здание. Дело не в том, лучше оно или хуже, чем несущий сруб, а в том, что это другое конструктивное решение.

Поэтому ни об одном из критериев подлинности здесь говорить не приходится.

Правда, надо сказать, что новое каркасно-монолитное здание поверх новых кирпичных стен облицевали брёвнами, в том числе частично историческими. Но это не было сборкой разобранных исторических срубов. Хотя срубы перед разборкой маркировали, но заниматься их системной разборкой быстро надоело, тем более, что это делали случайные люди. Поэтому их доламывали экскаваторами так, что брёвен не хватило даже на главные и боковые фасады. При этом все исторические врубки были сломаны. Венцы ставили без учёта маркировки, вперемешку, уцелевшие венцы порезали на более короткие простенки. Угловые соединения нельзя назвать врубками. Они грубо сделаны бензопилой с огромными щелями. Видимо, рассчитывали на то, что углы зашьются…

Но наши предки почему-то, даже когда сруб шёл заведомо под обшивку, делали врубки безупречно точно. Так что говорить о подлинности мастерства тоже не приходится.

Подлинный замысел фасадов воспроизведён достаточно точно. Даже изначальные парадные входы восстановили. Но только ли фасадами интересен памятник? В данном случае формально, да. Но по большому счёту памятник интересен в своей целостности. Иначе он не является документом эпохи. Изначально это были дома для рабочих водоканала. Сейчас, заглянув за фасад, я увижу торговые залы, и никогда не узнаю, как жили рабочие в 1927 году. Если бы памятники сохранились целостно, вместе с планировочными решениями, то я мог бы сравнить, лучше ли стали жить рабочие спустя почти 100 лет.

Сейчас достоверно я могу утверждать только то, что фасады были красивее. То есть от подлинности замысла тоже мало что уцелело.

Но наука наукой, а практика практикой. Эти дома, сейчас соединённые в один, являются частной коммерческой недвижимостью. Причём история начиналась с того, что застройщик расселил их за свой счёт. Так что требовать от него создания музейных экспонатов будет нечестно.

Кроме того, в отличие от некоторых владельцев памятников, которые их заведомо гноят или сносят по беспределу, эти застройщики ни разу не отступили от закона. Они за свой счёт проводили архитектурные конкурсы, советовались с профессиональной общественностью. В конце концов они согласились умерить свои аппетиты и отказались от строительства масштабного объекта под видом «реставрации» памятников. Хотя их соблазняли проектами высоток с «нарисованными» на них фасадами памятников. Реализация этих проектов сулила хорошую прибыль. А то, что сделано сейчас, окупится неизвестно когда. Помножьте понесённые затраты на потерянные годы, и коммерческий результат проекта становится ещё менее радостным.

Но тем не менее проект реализован. Все требования предмета охраны соблюдены. С точки зрения закона претензий нет. Уцелевшие брёвна на месте. Наличники хоть и сделаны новые, но выполнены безупречно. Можно спорить о деталях. Например, в деревянном зодчестве никогда не было откосов. Наличник всегда ставился непосредственно на окно. Поскольку в данном случае сруб бутафорский (формально кроме архитектурной декорации он играет какую-то роль в утеплении стен), то окна стоят в кирпичной стене за ним. К наличникам подходит глубокий откос, иногда даже под отрицательным углом. Мне лично такие окна напоминают, извините, впалые глаза покойника.

А возникшая между домами вставка меня не очень смущает. Она нейтральна по архитектуре и не претендует на роль в ансамбле.

Да и с точки зрения научной методики реставрации есть положительные тенденции, во всяком случае в сравнении с предыдущими аналогами.

Их в Омске было два. Это «перенос» памятника деревянного зодчества с Узкого переулка, 6 и «реставрация» дома Чкалова, 40. В обоих случаях от памятников ничего не осталось (хотя на Чкалова, 40 сохранилась часть наличников). Более того, срубы там имитировали «еврогорбылём» (блокхаус), который по масштабу и виду никак не соответствует бревну. Работать с бревном там было просто лень. Это трудоёмко и затратно. Здесь осталось, хоть и в бутафорской роли, старое бревно, и его подлинность очевидна. К тому же здесь, в отличие от предыдущих случаев, нет грубых ошибок в пропорциях, не искажены и не пропущены детали. Да и дома остались на месте, в отличие от дома с Узкого переулка, и их не «разнесло» в размерах, как дом на Чкалова.

Если такая тенденция сохранится, то в следующий раз сделают ещё лучше, а потом совсем хорошо. В качестве последнего примера почти научного подхода к реставрации хочу отметить дом на Пушкина, 6. Он остался абсолютно аутентичным, с исторической планировкой.

В качестве вывода о реставрации на улице Маяковского могу сказать, что повода для гордости нет. Нельзя сказать, что памятники совсем утрачены, но и нельзя сказать, что сохранились. Всякий компромисс состоит из уступок. А компромисс между наукой и коммерцией обычно не в пользу науки. Да и коммерсанты на этом не разбогатели. Так что результат патовый.

Радует одно, что могло быть и хуже.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

7
11
Омич15.08.2020 12:50:22
Колхоз ,он и африке колхоз.А председатель колхоза Игорёк Конический.Для чего был задуман этот балаган,не понятно?Если ходили на деревянное очко триста лет, так давайте и дальше на него ходить.
18
4
омич15.08.2020 14:57:34
Хорошо что хоть так сделали, а то могли бы вообще разобрать и никаких следов не осталось бы как это делали в советские годы. Где памятники деревянного зодчества, которые находились на Думской, Степной, Слободской, Чкалова и др.улицах? Да их по-варварски снесли, а на месте построили "трамплин", ТЮЗ, Дом союзов - школу коммунизма и другие не имеющие нормальной архитектуры и эстетики советские коробки, портящие архитектуру центра города. Был партийный правитель в Омске, который хотел снести Пожарную каланчу, Никольский собор, слава Богу омичи отстояли и теперь они являются одними из визитных карточек города.
13
5
45615.08.2020 15:59:26
Удачный компромисс? да это просто кровь из глаз. Старинное здание изнасиловали дурацкой стекляшкой. ничего живого здесь уже нет, это мумия, труп с глазурью
0
0
ежкин кот15.08.2020 18:42:44
Детали беда, но издали - норм, пропорции соблюдены.Только очень не хочется ради прогресса реставрации приносить в жертву остальные памятники.
А почему за чердачным окном белеется подпорка ферм? Нельзя ли ее покрасить в черный цвет, а то дико. И крыльца крайне неудачные, их надо бы досками замаскировать или из кирпича сделать, а перила однозначно лучше деревянные.
9
2
Платов17.08.2020 16:00:17
Ну хоть что-то похожее вписали, не то что гордость архитекторов "новый пионер" - очередная опухоль центра города. Интересно как решат судьбу памятника культуры здания кинотеатра Пионер, его реконструировать собирались, а теперь в его стену смотрят окна нового "клубного/элитного" дома. Что-то мне подсказывает что новых хозяев элитного жилья вид на стену не устроит и не будет никакой реконструкции, заровняют по-тихому
7
7
Гость17.08.2020 22:04:31
Элитное жильё находится в элитных загородных поселках, там живёт финансовая, культурная, политическая и прочая элита.
6
1
Платов18.08.2020 06:39:45
Гостю,
В Омске присутствует вся вышеперечисленная элита?! С ума сойти! Вот бы увидеть. Вероятно наличие коттеджа служит в Омске признаком элитности для простолюдинов. Ведь нужны особые таланты и заслуги чтобы в депрессивном регионе зароботать на хоромы, а "элитка" из барыг только подтверждает упадок общества потребления. Губернатор и то в центре с челядью живёт, да и квартирка съемная за казённые деньги.
6
7
Гость18.08.2020 09:51:02
Платову.
За последние годы в Омске построены тысячи коттеджей, но нельзя сказать что в них живут только богатые, живут разные. Что касается зарплат, в Сибири всегда были и будут выше зарплаты чем в европейской части России, а продукты питания дешевле. Что касается элиты, она разная и делится на разные социальные группы. Что касается съемных квартир для руководителей и специалистов, это было всегда и будет.
В советские годы высшая партийная номенклатура КПСС жила в хороших квартирах, имела загородные дачи и всё оплачивалось на заработанные деньги налогоплательщиков, то есть, номенклатура жила за счёт простого трудового народа.
5
0
Платов18.08.2020 14:07:31
Гостю.
Попробую таки углубить мысль, возникшую из статьи с комментариями. Элита общества подразумевает собой как минимум, людей, наделённых реальными рычагами власти либо производящих общепризнанные ценности и достижения в науке, искусстве, культуре и т. п. Поэтому раньше считалось шиком жить на "профессорских" дачах, а нынче чьи дачи? Какую ценность для общества создали владельцы коттеджных посёлков чтобы причислить себя к элите? Про местные зарплаты ещё интересней, расскажите это омичам переехавшим в Москву и Питер.
0
6
Гость18.08.2020 15:00:36
Платову.
Интересный ты человек. Не знаешь, что если кто-то из Омска переехал на постоянное место жительства в Москву и Питер так это по приглашению работодателя либо знакомству. Там внутри европейская миграция, из близко находящихся регионов граждане едут в Москву и Питер. У нас внутри азиатская миграция, поэтому сибиряки не нужны там своих мигрантов хватает, у нас в Сибири своих. А вот зарплаты по отношению к ценам на продукты питания, услуги, недвижимость и прочее, у нас значительно ниже чем в Москве и Питере. В общем, у нас простому человеку легче прожить чем в столицах в которых в основном живут и работают офисные работники, чиновники и миллионы приезжих трудовых мигрантов, там сложная экологическая ситуация от выхлопных газов миллионов автомобилей.
0
0
Сергей А.02.09.2020 17:24:49
Хотя бы так.
Об откосах дельно, надо учитывать.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru