Новости. Омск

«Тут играем, а там нет»: омская мэрия планирует «черные» переделы рынка НТО в пользу зажравшихся «рантье»?

Фото: А. Бобошко

Чиновники ссылаются на старые формулировки федерального закона, но игнорируют определение Верховного Суда и опыт других городов. Почему? Чтобы зарабатывать на «черных» переделах рынка НТО каждые пять лет под благовидным предлогом защиты конкуренции?

Мэрия Омска за подписью вице-мэра Елены Русиновой ответила президенту Союза организаций торговли Омской области Борису Сваткову на обращение о возможности перезаключить договоры на размещение НТО без проведения аукционов.

Русинова объяснила, что НТО в Омске размещаются с учётом требований федерального закона № 381 «Об основах государственной регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». А по 5-му пункту документа мэрии Омска о порядке размещения НТО право на заключение договора на размещение НТО, указанных в схеме их размещения определяется на торгах, проводимых как конкурс или аукцион.

А далее — мол, в соответствии с разъяснениями ФАС от 1.11.2011 для реализации своего преимущественного права нынешний арендатор-правообладатель должен участвовать в торгах.

Елена Русинова

Но всё же есть те, кто имеет право продлить сроки договоров аренды без торгов: если это аренда имущества в государственной или муниципальной собственности либо земля тех же форм собственности. А вот НТО мэрия даёт размещать на такой земле без предоставления самой земли и установления сервитута, основываясь на статье 39.33 Земельного кодекса.

Таким образом, мол — без торгов и ни туда, и ни сюда. Правда, в рамках поддержки бизнеса, пострадавшего из-за ограничений, мэрия освободила предпринимателей в этой сфере от арендной платы с 28 марта по 12 мая. Чиновники аргументировали свой отказ еще и тем, что при отказе от аукционов бюджет города может ко всем своим потерям в этом году лишиться ещё 1,3 млрд рублей.

Обоснование этих расчётов Русинова не привела.

СУД ВОЗРАЖАЕТ

Однако при всех ссылках на федеральный закон городские чиновники или не в курсе, или делают вид, что не знают об уже достаточно давней истории — 2018 года — с определением Верховного Суда, согласно которому обязательность торгов или аукционов по размещению НТО — всё же не аксиома.

«Указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (часть 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, с учетом изложенного, правоотношения сторон по размещению на территории муниципального образования НТО не подлежат регулированию, установленному Законом о защите конкуренции», — говорится в определении.

ХОТЕЛИ ВСТРЕЧИ, НО…

Владелец торговой сети «Омскпресс» Алексей Бобошко описал ситуацию более подробно. 

— Мэрия приложила немало усилий в реорганизацию порядка размещения НТО. Как живет предприниматель в новых условиях?

— Тревога и безнадега. Ну, а если серьезно… В последнее годы на федеральном уровне очень много говорится о поддержке малого предпринимательства. Поддержку все понимают по разному. Для кого-то это непосредственная помощь рублем, а для кого-то это четкие, ясные, «долгоиграющие» правила, гарантирующие равные возможности ведения предпринимательской деятельности. К последней категории относятся омские предприниматели, занятые в сфере нестационарной торговли. Два события (всем известных) одновременно обострили и без того напряженную обстановку перед окончанием договора на размещение порядка 600 НТО в этом году. В среде предпринимателей все громче и настойчивее стали слышны вопросы, ответы на которые могут дать только чиновники администрации Омска.

— Что мешает задать эти вопросы тем, кто знает на них ответы?

— Чуть более месяца назад предприниматели обратились в ДГЭП с просьбой организовать круглый стол. Чиновникам были изложены вопросы (чтобы на встречу они могли прийти подготовленными). Но что-то пошло не так. Встреча, на которую рассчитывали предприниматели, не состоялась.

— Вопросы остались нерешенными?

— На основной краеугольный вопрос был получен письменный ответ. Но остальные вопросы повисли в воздухе. Конечно, можно отправить письменный запрос, но, как это обычно бывает, переписка может затянуться надолго. Намного эффективнее встреча, принятие решений здесь и сейчас. Далеко ходить за примерами не нужно: Шиес, Шихан могли не доходить до известного предела. Я, конечно, не буду утверждать, что масштабы омской проблемы сопоставимы хотя бы по количеству вовлеченных людей в конфликт с властью, но, поверьте, для непосредственных участников (омских предпринимателей) это не меньшая боль, так как их дело — это их жизнь в прямом смысле.

— Давайте вернемся к ответу. Что предпринимателей в нём не устраивает?

— Дело в том, что это не ответ, это…хочется сказать «отписка», но я скажу по-другому — затягивание решения вопроса. Чтобы было понятно, необходимо сделать маленькое отступление и процитировать документ — «Стратегия развития розничной торговли на период до 2025 года»:

«Под развитием торговой отрасли в настоящей Стратегии понимается создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров». 

Итак, год назад мэрия провела скандальный конкурс по так называемым ТОКам. На конкурс был выставлен один лот в объеме всех ТОКов. Такой подход лишил возможности участия в конкурсе всех омских предпринимателей, непосредственно занимающихся деятельностью в секторе нестационарной торговли. Срок размещения для ТОКов установлен 7 лет (для всех остальных НТО — 5 лет), понижающий коэффициент для ТОКов 0,5 (для остальных неспециализированных НТО понижающий коэффициент не предусмотрен). Кроме того, беру на себя смелость предполагать, что для ТОКов существует возможность пролонгации договора размещения уже сегодня в нынешней редакции «Порядка размещения НТО», для остальных НТО — только через торги. Ещё существуют ограничения размещения НТО на остановках общественного транспорта. Как я уже сказал, вопросов много. Нетрудно догадаться, что о равных условиях существования ТОКов и обычных НТО говорить не приходится.

Теперь можно вернуться непосредственно к ответу мэрии. Предприниматели обеспокоены вопросом реализации преимущественного права по договорам размещения НТО и предложили чиновникам не конкурентную форму в виде аукциона (как принято на сегодня), а пролонгацию. Опасения бизнеса понятны — оставь все как есть и будешь вынужден «съехать со своей квартиры (с соответствующей оплатой расходов на содержание) в гостиницу» (с соответствующей оплатой номера). Мэрия рапортовала, что федеральный закон о защите конкуренции ст. 17.1 не позволяет это сделать. Однако определение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ утверждает обратное.

— Что дальше бизнес-сообщество намерено предпринять?

— Предприниматели обратились к мэру с просьбой о встрече. Я уверен, что Оксана Фадина не допустит эскалации конфликта и как опытный управленец попытается минимизировать проблему.

— Вы сказали «эскалацию конфликта», всё так серьезно?

— Для предпринимателей — да. Я не буду перечислять причины, по которым 17 600 омичей покинули город за последний год. Поэтому омский бизнес пытается призвать и мэра, и губернатора не добавлять в этот негативный список еще одну строчку — о том, что малый и микробизнес Омску не нужен. В случае, если их не услышат «дома», будут предприняты уже разработанные дальнейшие шаги, о которых пока рано говорить. Но я всё-таки думаю что мэр прислушается к предпринимателям.

— Откуда такая уверенность? Один отказ от чиновников уже получен…

— Дело в том, что идея пролонгации договоров размещения НТО давно витает в коридорах администрации. Кто-то из диванных экспертов со всей серьезностью заявлял о правовой невозможности такого действия, кто-то настойчиво призывал искать пути решения и быстрее принять продление договоров. Так или иначе 25.10.2019 г. Оксана Николаевна подписала постановление № 727-п «О совершенствовании механизмов реализации схемы размещения нестационарных торговых объектов в городе Омске», которое по смыслу полностью противоречит ответу в адрес Союза организаций торговли омской области, за подписью госпожи Русиновой (упомянутое выше и предоставленное редакции).

Пересказывать не буду, приведу цитату из приложения к этому постановлению:

«3) проблема сроков заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта как одна из основных проблем устойчивого и цивилизованного развития малого торгового бизнеса».

В действующих нормативных актах ни федерального, ни местного уровня не урегулирован вопрос о пролонгации договоров на размещение нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора для субъектов — участников аукционов.

Вместе с тем не имеется экономического или иного смысла в том, чтобы каждые пять лет производить перераспределение мест размещения нестационарных торговых объектов. Это приводит участников бизнес сообщества в нестабильные, временные условия, хотя и на более длительный срок, чем до 2015 года, но недостаточный в масштабах планирования и развития любого бизнеса.

— И все же смысл есть… Конкурсы и аукционы позволяют чиновникам каждые пять лет устраивать переделы рынка НТО, в том числе и «черные» под благовидным предлогом защиты конкуренции!

— Это уже многие поняли… Возможность продления договоров без проведения конкурентных процедур была рассмотрена Министерством промышленности и торговли Российской Федерации еще в 2014 году при утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015–2016 годы и период до 2020 года.

На сегодняшний день пролонгация договоров на размещение нестационарных торговых объектов успешно применяется в следующих городах: Санкт-Петербург, Ульяновск, Волгоград, Киров…

Как вы понимаете, мэрия проявила заинтересованность в вопросе продления договоров размещения, и сама обосновала возможность принятия данного решения. Правда в аргументации не хватает ещё одного важного тезиса, а именно аукционная система полностью выдавит представителей торговли из сектора НТО. В итоге лучшие места размещения будут «приватизированы» двумя — тремя представителями «рантье», которым не составит труда договориться между собой о будущем «своих» мест и иметь 10-20 кратную накрутку к стоимости субаренды. Конечно, можно предположить, что это постановление готовилось под ТОКи (на что намекает дата проекта этого постановления, а именно апрель 2019 года). Но мы склонны надеяться, что мэр думает не только о собственнике ТОКов, но и об остальных субъектах предпринимательской деятельности. Поэтому пользуясь случаем обращаюсь к мэру от имени заинтересованных предпринимателей: давайте вместе за одним столом найдем решения, которые как минимум затормозят вымирание торгового бизнеса в сфере НТО, как максимум позволит семи тысячам семей не потерять рабочие места, усилиями которых только за размещение НТО бюджет города пополнился на 275 млн. руб. (данные за 2018 год).

ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ

Один из комментариев БК55 дал владелец небольшой сети НТО с мороженым Андрей Нестеров.

Шесть из его киосков стоят сейчас на муниципальной земле.

«Пока мы молчим и ведем себя несмело, неуверенно, пока мы будем сидеть плакать и ничего не делать, власть нас будет игнорировать, и никогда не спустится вниз, посмотреть, что происходит на самом деле с «уличными» предпринимателями и гражданами нашего города. Единственный способ — это организоваться для защиты своих интересов… Пока не начнем уважительно относиться друг к другу, мы никогда не соберемся в народ, никогда не станем силой.

Начиная с прошлого 2019 года, и на сегодняшний день, невооруженным взглядом видно и очень «чувствуется» как оказывается экономическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Омска, осуществляющих свою деятельность в нестационарных торговых объектах на территории города, особенно в период повышенной готовности. Администрация заинтересована в пополнении бюджета, но это не значит, что надо отдавать в одни руки ТОКи и с сумасшедшей арендой, куда могут зайти только горячее питание и цветы. Забыли про социально значимые объекты для горожан: печатную продукцию (не смешанную с табаком), проездные билеты, «Спортлото» и мороженое, которые тоже приносят деньги в бюджет, причем на равной по сумме за аренду муниципальной земли, получая меньшую доходность», — отметил он.

В сложившейся нестабильной ситуации, считает Нестеров, нет уверенности в будущем и нет возможности планировать что-то наперёд.

«Хотя правительство России неоднократно говорит о мерах и помощи среднему и малому бизнесу. Почему в Омске мы, предприниматели киосков и павильонов этого не видим и не понимаем? Может, и есть малая доля чиновников, реально воспринимающие наши проблемы и готовы как-то проявить себя, но против системы, как говорится, «не попрешь!». Экономика снижается, доходы предпринимателей и горожан падают, тут все взаимосвязано! Изобретать велосипед не надо. Продлите, сделайте пролонгацию действующих договоров на 2-3 года, люди Вам скажут спасибо!!! Разве это плохо?», — заключил бизнесмен.

А у бизнесмена Александра Яковенко случай немного другой — два павильона, торговля мобильными гаджетами, в том числе на остановке «Советский исполком» (на ней он обустроил «тёплую» остановку ещё в 2004 (!) году — задолго до того, как это стало трендом).

«В октябре у нас заканчивается срок договора, мы работали в своё время с городом, потом арендуемые нами участки передали области. Потом снова передали городу, а тот передал землю в округа… Округа бы и рады продлить договоры, но их главам сказали — «Если продлите, то сами пишите заявления об увольнении». По-человечески в округах нам говорят — выгодно и так, мы, бизнесмены, налоги и арендную плату платим. Но, мол, что поделаешь? Плюс раньше мы платили за землю, а сейчас — за место. Но простите, это место что — в воздухе? Ссылки мэрии на закон № 166 — это не желание выйти из положение, а поиск зацепок, чтобы отказать в дальнейшей аренде. Эта зацепка — и есть прямое нарушение закона. Чиновники говорят, что НТО к этим изменениям не относятся, а там чётко прописано, что относятся. НТО не висят в воздухе, они стоят на земле. В статье 39.33 уже устаревшие нормы, а они на них ссылаются. В изменениях закона из-за пандемии коронавируса сказано, что течение 5 дней те, кто находится на этих арендуемых участках, обязаны подать заявления о продлении аренды, и им должны дать ответ опять же в течение 5 пяти дней о продлении на три года без аукционов. А они выискивают положения старых законов, ссылаются на них, и делают вид, что новые их не касаются», — рассказал он.

Предприниматель добавил, что конкретно его участок у «Советского исполкома» уже предназначили для другого арендатора, а ему дали понять, что свой договор он продлить не сможет — мол, тот арендатор уже и заявку подал. Так что он написал обращение в прокуратуру и направил иск в областной арбитраж. Первое заседание по его делу состоится в октябре.

Третий комментарий — от гендиректора ООО «Омское спортлото» Владимира Таранова.  

«Наше предприятие существует уже более 45 лет и со своей специализацией ведёт деятельность по распространению государственных лотерей, проводимых по распоряжению Правительства РФ, организатором которых являются Министерство Спорта РФ и Министерство Финансов РФ. Мы не просто распространяем лотерейные билеты, но ещё и производим выплату выигрышей. Причём, выплачиваем выигрыши по билетам, приобретённым не только в нашей сети, но и по билетам, реализуемым в других сетях. Сейчас лотерейные билеты распространяют очень многие — продуктовые сети, салоны связи и так далее. Но они только продают. А за выплатой выигрышей направляют в «Спортлото».

Для удобства обслуживания граждан мы за всё время своей деятельности располагались в основном на остановках общественного транспорта и имели договоры на размещение НТО напрямую с муниципалитетом (последняя стоимость аренды квадратного метра — до 900 рублей и площадь НТО 9 кв. м.). Сейчас же для нахождения на остановках — выход только один — аренда в ТОКах, с заключением договора с коммерческой организацией со стоимостью аренды 3500 — 5000 рублей за квадратный метр и предлагаемой площадью от 16 кв. м.). То есть из максимальной цены аренды с городом в 8000 рублей мы должны перейти в минимальную в 56000 рублей с коммерческой организацией.

Учитывая, что по Федеральному закону «О лотереях» номинальная стоимость лотерейного билета не может быть увеличена, то есть  отсутствует торговая надбавка и, к примеру, лотерейный билет, невзирая на накладные расходы, имеет одинаковую стоимость и в Москве, и в Омске, и во Владивостоке — рентабельность нашей отрасли очень низкая. Повышение расходов на аренду приведёт к закрытию предприятия. И кто тогда будет выплачивать выигрыши?», — рассказал он.

Продление арендных отношений касается не только мест на остановках, добавил Таранов. Сейчас у ООО один договор закончился в августе, а дальнейшего механизма остаться на месте нет никакого. Хотя НТО находится в «Схеме размещения», не на остановке, претензий по арендной плате у администрации нет.

В ответах на письма компании из мэрии и администрации округа идёт отсылка на участие в аукционах на право заключения договора.

«НО… Если бы они проводились — можно было бы о чём-то говорить. Мы, как арендаторы места, писали в администрации, что в ситуациях, когда аукцион состоится в неопределённое время, предприниматель не должен съезжать, потом когда-то участвовать в аукционе, а потом опять вернуться. Город всё это время не будет получать арендную плату. И абсолютно ненужная работа для арендатора — вынос и установка, плюс расторжение договоров с энергоснабжающими организациями и потом их заключение заново. Хотя если киоск уже стоит и аукцион мы выигрываем, у нас все согласования остаются. И нам отвечают, что до окончания срока договора новый аукцион проводить нельзя, потому что тогда это коррупционная составляющая. Получается какой-то бред.

Из всех средств массовой информации нам рассказывается о государственной поддержке малого бизнеса, призывы к сохранению рабочих мест, заработной платы и т. д. На деле у нас в городе складывается иная ситуация. Существующий малый «киосковый» сегмент экономики администрация города пытается увести непонятно куда. Действия мэрии в сфере НТО направлены на развитие деятельности рантье, получающих плату за аренду вместо города; не на развитие именно самозанятого населения. Причём и с потерей сумм поступления в бюджет города от аренды существующих НТО, так как стоимость аренды мест для устанавливаемых ТОКов — с понижающим коэффициентом», — отметил Таранов.

«Омское спортлото» в 2019 году перечислило в бюджет только налогов и сборов около 9 миллионов рублей. Сохранение мест размещения НТО позволит ему и в дальнейшем пополнять бюджет.

«Или это не задача муниципалитета?», — недоумевает предприниматель.  

Привет с берегов Невы

Или вот ещё пример Санкт-Петербурга — там есть памятка для предпринимателей о заключении договоров на размещение НТО на новый срок, а также переоформление заключенных до 2015 года договоров аренды земельных участков, предоставленных под эти объекты. В ней прямо указывается, что такие договоры сейчас заключают без торгов. Хотя и есть оговорки: это работает для бизнесменов, надлежащим образом исполнявших свои обязанности по договору — отвечающих критериям добросовестности: отсутствие долгов по договору, существенных и (или) неустранённых нарушений условий договора, предприниматель не должен нарушать Правила уборки, чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, порядка размещения рекламы, реализации алкоголя, пива и сигарет, не иметь долгов по договорам на сбор и вывоз бытовых отходов. И кроме того — не иметь на своём счету неисполненные предписания органов государственного пожарного надзора и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Но положительный чужой опыт омским чиновникам явно не указ.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

16
2
Омич21.09.2020 14:19:22
Кокорин помалкивал бы уже, продал квартирку в своём "бассеине" Жуматаеву, поимел очередного партнёра по бизнесу, горожане уже это прочувствовали, на Космическом на пару с Жумой захватил галерею новую заделали, а на 10 Лет Октября 72, всю парковку 8 новыми ларьками забили, подожди, власть сменится, возьмутся и за Ваш беспредел.
11
21
Москвич21.09.2020 15:16:25
ТОКи выглядят неплохо, идея хорошая, но не все заполнены, аренда видимо высокая. Порядок наводить конечно надо,ставят ларьки все кому не лень, с центральных магистралей их в прошлом году убрали на второстепенные, заставили газоны и тротуары, пройти нельзя.
17
2
омичка21.09.2020 19:33:59
Про Москву говорить не буду. Но было в Тюмени - никаких ларьков на тротуарах вдоль дорог. Видела только парочку с газетами и мороженым. В этом плане Собянина поддерживаю. На улицах порядок.
6
0
Светлана21.09.2020 21:24:03
На 11 Рабочей устроили рынок на остановке в сторону Московки из новых киосков в перемешку со старыми. Да ещё и не соблюдаются расстояния от края проезжей дороги
10
2
Азазелло22.09.2020 07:01:56
Наркобабки требуют отмытия?! Или кто-то тут считает, что с сотни коисков с шаурмой и прочими ненужностями можно поднять серьезные деньги?! Видите, как "раскудахтались" киоскоонеры?! Другие бы молча пошли в суд, а тут нет!!! Мы в восхищении!!!
3
0
Яна23.09.2020 18:34:37
Загадили город ларьками , каждая улица привокзальную зону напоминает - колхоз колхозный. Про Летур вообще молчу.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru