Новости. Омск

Взгляд с другого ракурса: Олег Фрейдин о «тёплых» остановках и не только

Как часто у нас бывает, хорошая идея реализуется таким образом, что начинает сама себя дискредитировать.

Уже, почти год в Омске идёт установка тёплых остановочных комплексов. Хорошая идея, особенно, в наших сибирских условиях. И забота о жителях, ожидающих общественный транспорт, и дополнительные арендные площади для малого бизнеса. Опять же, поступления в городской бюджет. Всё здорово, и казалось бы, благодарные омичи пишут хвалебные отзывы в адрес городской администрации.

Теперь посмотрим немного с другого ракурса: КАК это сделано?

И тут, к сожалению, как часто у нас бывает, хорошая идея реализуется таким образом, что начинает сама себя дискредитировать.

С самого начала проекта что-то пошло не так. Проводился ли архитектурный конкурс на концепцию или эскиз павильона мне не известно. По крайней мере, если он и был, то ни Омская организация Союза архитекторов России, ни просто профессиональные архитекторы не информировались о его проведении. По моей информации был некий эскиз из одного из соседних городов, по которому фирма-поставщик фасадных панелей разработала рабочий проект. Насколько помню, в СМИ и сети появлялись некие картинки с внешним видом павильонов, на которых отличить новые павильоны от существующих киосков было крайне затруднительно.

Тем не менее, даже на картинках всё было прозрачнее, остеклённых плоскостей было больше. Даже в этом случае, если бы было хоть какое-то профессиональное обсуждение или экспертиза, можно было многое поправить (например, сделать необходимый козырёк для ожидания, значительно визуально облегчить объём, привести внешний вид к более современному, установить скамейки и т. п.).

Городская администрация провела конкурс, в результате которого определился инвестор-концессионер, взявшийся за изготовление и установку комплексов. И тут начинается самое интересное.

Во-первых, на выходе павильон оказался «немного» другим — задняя стена стала полностью глухой. Определив количество городских площадок для установки комплексов, мэрия с инвестором приступила к реализации, руководствуясь понятной целью: «чем больше, тем лучше». И конечно, забыла, что в каждом конкретном случае необходимо выполнить пусть и небольшой, но проект установки временного сооружения.

Объясню подробнее:

Участки для установки очень разнятся по своим физическим и визуальным параметрам (ширина тротуара и газона, наличие зелёных насаждений, соседство въездов-выездов с магистрали, характер застройки и ландшафта — историческая застройка, центр города, жилая застройка, окраинные и пригородные территории, парк, близко расположенные здания, общественные пространства и т. д.).

В каждом отдельном случае необходимо анализировать ситуацию и принимать оптимальное решение, даже при использовании типовых сооружений. Кроме того проект даёт решения по вертикальной планировке, инженерным коммуникациям, благоустройству основной и прилегающей территории, дизайнерским решениям для визуальной информации и рекламы. Судя по появившимся результатам, ничего этого сделано не было. А если и было сделано, то крайне непрофессионально, что называется «по месту». Во многих случаях (не берусь говорить во всех — всех остановок не видел) вместо одного –двух киосков и навеса для ожидания (пусть и не всегда, с точки зрения городского дизайна высокого уровня) появились «стены» павильонов вдоль проезжей части, закрывшие 1-е этажи зданий, (в т. ч. предназначенные для коммерческого использования), ориентированные к зданиям глухой стеной, не учитывающие подходящие тротуары (зачастую, игнорирующие их), никак не вписанные в городское пространство.

В качестве таких неудачных примеров приведу комплексы

Остановочный комплекс на Ленинградской площади,

 

Остановочный комплекс у кинотеатра им. Маяковского,

Остановочный комплекс у ТОК «Фестиваль»

Остановочный комплекс ТОК «Метромол» на ул. 70-лет Октября,

Остановочный комплекс у здания городской администрации на ул. Гагарина,

Остановочный комплекс у «Голубого огонька».

Нужно учитывать, что элементы городского дизайна, в т. ч. остановочные комплексы находятся «на переднем крае» визуального восприятия, и по их качеству, жители и гости города во многом судят об уровне, комфортности и креативности городской среды. Если к внешнему виду зданий, пусть менее или более удачных и интересных человек со временем привыкает, то с элементами благоустройства и городского дизайна он сталкивается непосредственно, контактно, осязательно и по несколько раз в день. Поэтому, даже отдельные неудачные, непрофессиональные или безвкусные решения в этой области «занозой» застревают в глазах и, приводя человека к обобщениям, составляют общую непривлекательную картину относительно всего города.

И уж совсем, мягко говоря, абсурдное решение с недавним случаем установки комплекса на пл. Ленина. Напомню, там уже находится остановочный павильон, установленный по проекту архитектурного бюро «ГЁТТЕ» ещё в конце 90-х годов. Архитектурное решение остановочного комплекса и сегодня смотрится современным и оригинальным, являясь бесспорным украшением данного места.

Остановочный комплекс на пл. Ленина.

Конечно, внешний вид сооружения портит бесконтрольное и безвкусное размещение рекламы, требует ремонта и реновации городская мебель и благоустройство участка, возможно обновление информационных носителей. Кстати, в павильоне была предусмотрена и площадь для ожидания. Если провести небольшой ремонт и добавить необходимые устройства, обеспечивающие безопасность и вандалоустойчивость сооружения, то оно может на этом участке находиться ещё много лет, вызывая у горожан позитивные эмоции. Мэрия объясняет, что т. к. через полгода заканчивается аренда помещений, то здание будет снесено, а перед ним останется «тёплая» остановка варианта 2020 (упоминая о согласовании с владельцами существующей кофейни).

Но кто мешает заключить на существующих площадях новые арендные договора? И почему чиновники мэрии с арендаторами решают снести существующий, (наверное, один из самых лучших остановочных комплексов в городе), павильон?

Наверное, чиновникам мэрии неприятно раз за разом читать критические замечания по различным аспектам застройки и благоустройства города. Но, может быть это следствие более серьёзных процессов, происходящих в структуре городского управления? На сегодня, в штате департамента архитектуры и градостроительства города практически отсутствуют профессиональные архитекторы и градостроители. Не умаляя необходимости грамотного законодательного и юридического сопровождения градостроительной деятельности, всё же полностью игнорировать контроль за качеством архитектурных и градостроительных решений было бы для миллионного города глобальной стратегической ошибкой. Такое впечатление, что после первых контактов с профессиональным архитектурным сообществом, администрация решила основное внимание уделить работе, в лучшем случае, со студентами профильных специальностей, (а в худшем случае пользоваться собственными вкусовыми пристрастиями — сквер на Оми по ул. Щербанёва и ул. Бударина тому подтверждение). Может быть потому, что студенты могут работать на общественных началах в рамках курсовых и дипломных работ?

Градостроительный совет под руководством мэра превратился в бюрократическую процедуру на котором не затрагиваются проблемные и значимые темы. Работа с Омской организацией САР сведена к нулю. Уже долгое время в городе отсутствует должность Главного архитектора, в первостепенные обязанности которого входит контроль именно за качеством городской архитектуры и благоустройства. Причём это не обязательно директор департамента — это может быть отдельное управление в составе департамента, отчитывающееся перед мэром непосредственно. В советскую эпоху, которую я вовсе не идеализирую, в составе Главного управления архитектуры и градостроительства был отдел Главного художника (Главного дизайнера), который и занимался напосредственно организацией работ по проектированию и реализации объектов благоустройства и городского дизайна, а также монументально-декоративного оформления. И тогда вряд ли могли появиться на улицах города городские скульптуры сомнительного качества типа «Любочки», «Халка» и многих других.

Недавно ознакомился с проектом Положения о городских архитектурных конкурсах по объектам благоустройства, (разработан в недрах мэрии) увидел довольно много, на мой взгляд, странных позиций. Например, по составу жюри конкурсов (с единой основой и председателем на все конкурсы), где представлен всего один профессиональный архитектор (на уровне Председателя правления ООСАР), а остальные члены — чиновники мэрии разного уровня и руководители профильных кафедр высших учебных заведений. Каким образом данное жюри будет оценивать конкурсные проекты по сугубо профессиональным критериям непонятно.

Даже такой незначительный факт говорит об отношении городской администрации к профессиональному цеху. Дал свои замечания и предложения.

Ответа пока нет.

Разговор об этом — серьёзный и обстоятельный, не является предметом данной статьи, но то что он остро актуален и может состояться только при заинтересованности данным вопросом со стороны городского руководства не вызывает сомнений у архитекторов- профессионалов. Иначе мы всё чаще и чаще будем сталкиваться с трудно-объяснимыми вещами, происходящими в области развития городской среды и благоустройства.

Надеюсь на поддержку моего мнения архитектора и горожанина профессиональным сообществом и всеми заинтересованными в том, чтобы Омск развивался как современный, комфортный и интересный город.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

114
4
Юрий Романович22.09.2020 13:03:35
Обстоятельное, аргументированное освещение этого безобразия.
112
4
45622.09.2020 14:16:35
Наконец хотя бы профессиональный отзывы об этом безобазии. Надо ни глаз ни рук не иметт, чтоб превратить остановки в такое. не надо даже быть дизайнером, чтоб увидеть, почему не прдудсмотрен элементарно навес? люди ждут транспорт. Есть в департаменте уникумы, кто этого не видит и ему надо написатт специальную инструкцию, что над остановкой обязан быть навес? и потом, зачем демонтировать хорошие старые остановки. Весь центр изуродовали этими поездами.
76
3
Шо22.09.2020 14:34:08
Какие эти остановки это спец чебурек уборные. Лапшагон. очередной изуродовали остановки до первой аварии.
60
11
Омичка22.09.2020 14:36:12
Эти павильоны-безобразие за сумашедшие деньги. Но не нужно впадать в крайности и бороться за их снос. Деньги из бюджета УЖЕ освоены, попилены.
7
107
Виктор Петрушов22.09.2020 15:16:34
Главный посыл данного слезливого т.н. «обстоятельного, аргументированного освещения» - это обида городских архитекторов. Трагедия у них, видите ли, нарисовалась - мэрия лишила подработки. Так сказать: «По усам текло, а в рот не попало». Потому и не хотят местные дизайнеры замечать, что омские улицы за год неплохо преобразились с установкой этих павильонов. И стоит ли ковыряться в мелких деталях, да еще и безобразие от бюро «ГЕТТЕ» защищать? Приезжайте, господа творцы прекрасного в городок Водников и со своей профессиональностью сравните остановку с новыми павильонами на одной стороне Красного пути и старую остановку из канализационных труб на другой
39
1
Петрович22.09.2020 17:28:28
Новое безобразие всегда лучше старого выглядит. Но хорошо, что в Омске вопросы дизайна поднимают и эргономики пространства проживания. В Омске с этим никак, вероятно нет творческих личностей, способных достойно организовать и растормошить тему. Особенно надо обратить внимание на удобство передвижений стариков, инвалидов, идущих с детскими колясками и велосипедистов-самокатчиков. Для чего строят высоченные бордюры в пересечении тротуаров и проездов вообще не понятно, будто умышленно создают проблемы для таких граждан. Неужели надо стать инвалидом или стариком, чтобы уяснить неудобства перемещений и безумно созданные препятствия. А уж как бюджет закапывал мэр Двораковский, укладывая хрупкую плитку "для слепых" в грязь тротуаров возле остановочных комплексов, то слепыми оказались только прокуроры, не замечающие бездарное разбазаривание бюджета. Ко многим остановкам эти слепые просто подойти не могут, нет подводящих тротуаров. Но и сейчас видна эта разрушенная плитка, а прокурорских решений и уголовных дел по их организаторам нет. Вообще Омск оригинален тем, что названия остановок остались приятные "Детский мир", "Голубой огонек", "Аэропорт местных линий" и пр., а суть этих названий уже давно утрачена. Давно известно, где торгашество, там нет места духовности и творчеству.
79
1
122.09.2020 20:03:55
Особый кошмар от нового остановочного павильона на ост.Кристалл со стороны самого к/т Кристалл по направлению в Центр города. Это ж надо было додуматься павильоны в 2ряда поставить ТАК, что выходя из транспорта - разойтись сложно ... Гиганты мысли... Всё бы ОСВОИТЬ деньги, а на людей забить.
35
1
абра-кадабра22.09.2020 21:13:55
А я еще раз выскажусь на эту тему... Идея теплых остановок-идея***, извините... Не тем господа в мэрии заняты. Им бы обратить внимание на работу общественного транспорта: графики движения(независимо от вида транспорта), контроль соблюдения расписания движения и задуматься, наконец-то, о том, чтобы изрядно сократить газели. Пора уже упорядочить работу общественного транспорта...То, что творится у нас в городе с газелями-не лезет ни в какие ворота...Когда стоишь на остановке и один и тот же маршрут приходит каждые ПЯТЬ!!! минут, а других невозможно дождаться, то есть в этом что-то ненормальное... Не говоря уже о том, что газелисты позволяют себе заканчивать работу когда их левая нога захочет...
39
1
Двоешник22.09.2020 21:54:46
Стильное продолжение омских каторжных традиций - серые "казематики" на каждом шагу!
Предлагаю окультурить автографами Достоевского на каждом остановочном комплексе. Не спасёт, но позабавит:-)))
51
3
неравнодушный омич22.09.2020 22:19:50
видимо кто-то должен ответить за поспешные и явно заинтересованные решения мэрии при проектировании и строительстве павильонов-уродцев и бездарную трату бюджета
65
2
имя22.09.2020 22:20:32
Установка павильонов-сараев совершенно не учитывает специфику места, тротуаров и остановки транспорта, везде одинаковые сараи без привязки к местности, а есть ли в городе архитектор, дизайнер? Похоже вообще нет, все в стиле 60 годов-чем больше однообразных хрущевок, тем лучше
31
2
Авилко22.09.2020 23:27:24
А чего ж они к тёплым остановкам не приделали тёплые туалеты? Ждём новой реформации. Надеюсь в этот раз дизайнеры не облажают.
5
3
Патриот23.09.2020 00:47:24
Авилко, дык выбежал и поссал за углом.
И скрепно, и экономно: детям каток.
12
4
12423.09.2020 08:15:12
Это вежливое метание бисера. Ничего власть не услышит и не увидит, кроме "желудей". Того, что новое стало хуже старого.
51
1
А23.09.2020 08:22:33
А кто нормирует расстояние до проезжей части? Может кто нибудь в силу своих должностных обязанностей это проверит?

Как на м.Голубой огонек и пл.Ленина можно было так близко впихнуть эти вагоны? Людям реально неуда выйти из транспорта.
не удивляюсь если их еще и на другой стороне пл. Ленина вкорячат!
4
38
Михаил23.09.2020 08:53:35
ВСё нормалльно. По крайней мере лучше чем было. А павильоны на Театральной конечно снесут. И всё придёт в норму.
32
2
Взгляд со стороны23.09.2020 08:54:02
Отвратительное серое убожество....Надо в Москву срочно передать в качестве успешной дизайнерской инновации! А они нам вновь старых трамваев подкинут!
19
12
Михаил23.09.2020 08:55:38
Да поймите вы все, это город такой. Его Достоевский проклял. Тут по другому нельзя. Так что всё правильно.
13
4
Омич!23.09.2020 10:02:30
Взгляд со стороны, Это для них трамваи старые. А для нас это трамваи - как будто с завода! Подумаешь, какие-то 10 лет )))
13
2
Омич!23.09.2020 10:10:15
Виктор Петрушов, ??? Если бы преобразившиеся улицы не портили рядами серых типовых торговых павильонов было бы намного лучше.
32
2
йорик23.09.2020 10:14:24
О том, как выглядит город, явно никто не думает. На каждой остановке минирынок и не на остановках тоже. Теперь еще эти "китайские стены" на тротуарах. А что на вокзале делается? В два ряда киоски!!! Привокзальная площадь это первое, что видят приезжие! В Москве вон даже провода в землю закопали, чтобы красиво было, а в Омске как-будто нет никакого начальства. В соседнем Новосибирске нет такого безобразия.
1
13
Виктор Петрушов23.09.2020 10:36:09
Омич, а вы не замечаете, что мэрия старается активно убирать с центральных улиц "серые типовые" сараи? Да только туточки интересы владельцев павильонов и киосков затрагиваются. Малый бизнес не в восторге. Как безболезненно развести наши восприятия прекрасного и потери собственников?
15
4
Омич23.09.2020 10:50:59
Был такой мифологический персонаж Мидос по-мойму: к чему не прикасался, всё в золото превращалось. У нас по-другому.
25
2
Синяк23.09.2020 11:09:56
У Цирка вкрячили это убожество, перегородили часть площади и весь вид на отремонтированный цирк закрыли.
28
2
Максим23.09.2020 11:36:56
Все эти "ларьки по стандарту" всего лишь очередное воплощение бизнеса от местных властей: бессмысленного и беспощадного.
25
4
Алеся Викторовна Григорьева23.09.2020 12:17:11
Все просто. Скорее всего, Размер откатов для банды варягов затмил все разумные доводы о красоте и удобстве..
15
0
Шпак23.09.2020 14:49:38
Насчёт туалетов,это было бы круто,то есть это вполне нормально,на каждой остановке иметь один туалет,пусть даже,,платный,,но чистый и рядом теплая остановка,это норма,должно быть даже узаконенно.
10
1
Шпак23.09.2020 15:27:23
Шпак, да в берлине,например ,то 2018 год ,это 13,4 млн гостей,берут 50 центов за туалет,пусть бы наши по 10 рублей поставили,это просто комфорт ,плюс доход,про инвалидов,тоже нельзя забывать,им- бесплатно
5
2
пенсионер24.09.2020 11:37:34
Почему депутаты и чиновники молчат? Потому что они все имеют ДОЛЮ СВОЮ от этих павильонов -поездов. Все просто...!!! Пошерстите всех их и увидите кто в этом больше всех был заинтересован и в год пандемии получил БОЛЬШУЮ прибыль.. Богаты йбогатеет, а бедный беднеет. Но Путин сказал, что нужно делать ДЛЯ улучшения жизни НАРОДА, а не против .
5
1
омич24.09.2020 11:42:23
Габариты этих вагонов очень отличаются по размерам от их первоначальных. Их вообще переделали в угоду продавцам, которые там занимаются торговлей. Кто-нибудь возмитесь и расследуйте ЭТО все, донесите до омичей.
6
0
пенсионер24.09.2020 11:48:01
Проверьте депутатов и чиновников, кто в этих "поездах" заинтересован и в год пандемии ОБОГАТИЛСЯ за счет их на несколько миллионов.
11
2
Ольга С.24.09.2020 13:20:11
Спасибо, Олег Михайлович, за статью! Надеюсь, что чиновники от Администрации прислушаются к мнению профессионала.
3
4
Денис24.09.2020 16:13:53
Фото подобраны неудачно - на них только остановка на Ленина выглядит откровенно убого, остальные вполне нормально вписаны. Вы бы уж постарались сфотографировать так, чтобы внятно проиллюстрировать свою мысль.
6
1
2424.09.2020 20:12:30
Остановка-коробка нефункциональна - обзор подъезжающих автобусов, троллейбусов нулевой. То есть установили коробки не для пассажиров, а для коммерсантов (для придорожной торговли). Поэтому и задние стенки глухие.
Отсутствие в городе архитектурной культуры уже видно невооружённым глазом, а ведь это декорации нашей жизни, которая длится не дни, а годы. И жить в такой безвкусице становится неприятно. Ну не может пироги печить сапожник, а сапоги тачать пирожник, и не может архитектурить чиновник....
3
1
2424.09.2020 20:18:47
Остановка-коробка нефункциональна - обзор подъезжающих автобусов, троллейбусов нулевой. То есть установили коробки не для пассажиров, а для коммерсантов (для придорожной торговли). Поэтому и задние стенки глухие.
Отсутствие в городе архитектурной культуры уже видно невооружённым глазом, а ведь это декорации нашей жизни, которая длится не дни, а годы. И жить в такой безвкусице становится неприятно. Ну не может пироги печить сапожник, а сапоги тачать пирожник, и не может архитектурить чиновник....
9
1
Пешеход25.09.2020 08:36:31
Очень не хватает навесов. Не всегда есть необходимость ожидать транспорт в павильоне. А осадки или палящее солнце природа не отменила. Также есть категория людей, особенно немолодых, у которых нет быстрой реакции и острого зрения для того, чтобы быстро покинуть павильон и добежать до подошедшего к остановке автобуса или троллейбуса. Нужно вернуть навесы на остановки, хотя бы между киосками оставить разрыв и перекрыть навесом. Но чиновничьи головы до этого не додумаются никогда.
2
0
ПОНТИЙ ПИЛАТ26.09.2020 08:54:32
В СОСЕДНЕМ ГОРОДЕ ОСТАНОВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ВЫПОЛНЕНЫ В СУБТРОПИЧЕСКОМ СТИЛЕ ДЛЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ. АДМИНИСТРАЦИЯ-СИРОТСКАЯ НЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ ТАКИМИ
2
1
Ринал26.09.2020 22:25:05
Надо запретить госслужащим пользоваться личным и служебным транспортом, в первую очередь работникам департаментов благоустройства, транспорта, архитектуры и строительства, может тогда смогут оценить качество пешеходных перереходов, остановок, транспорта, .
Запретить вплоть до увольнения в связи с потерей доверия
2
0
Евгений28.09.2020 15:53:33
Омич!, Вы правы на все сто% . Зачем куча киосков на передних планах улиц?
Нужно брать пример с Казани, они убрали все киоски с остановок, если что то есть то это Союзпечать и один а не десять и в современном стиле. Теплые остановки это хорошо но почему они как сараи без сплошного остекления и навеса. Ещё не продумана вентиляция, если бомж зашёл то потом вонь полдня стоит в помещении.
1
0
Ваш К.О.05.10.2020 11:50:05
А где у нас скульптура "Халк"??
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2025 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru