Омский эксперт в сфере экологии высказал ещё одну точку зрения на будущую особую промышленную зону.
Помимо интервью Сергея Костарева о его ожиданиях от создания особой экономической промышленной зоны «Авангард» БК55 решил обратиться на эту тему ещё к одному специалисту. Напомним, Костарев высказал опасения с позиции экологии и непонимание, в чём же от особой зоны будет экономическая польза для Омска.
Как считает же доцент СибАДИ, кандидат технических наук Ренат Валитов, главный нюанс — в размерах санитарно-защитных зон для новых производств. Выбросы предприятий могут оказаться не слишком критичными, даже для жителей городка Нефтяников.
— Сергей Костарев предлагает вынести эти производства за 10 километров от города, но насколько я понимаю, «Авангард» будет находиться в промышленной зоне, замысел такой. Я рассуждаю расчётливо и в данном случае есть требование о санитарно-защитных зонах, например. Это сфера Роспотребнадзора. Значит, он должен согласовать представленный проект санитарно-защитной зоны и дать заключение о безопасности проектных решений. Может, санитарно-защитная зона будет вообще в пределах проспекта Губкина, далека от улицы Энтузиастов, то есть ближайшей жилой зоны.
Значит, первое — надо посмотреть, каким будет этот проект?
— Но при таком количестве новых производств — какого размера может быть защитная зона, есть ли у вас предположения?
— Это будет зависеть от того, какого класса опасности будут предприятия. Если первого — то в пределах тысячи метров от них. У НПЗ, например — тоже 1 километр, но завод ведь вписывается в свою проектную зону. Требования удовлетворяет. Ближайшая там Николаевка, но он ведь регулярно проводит замеры качества воздуха.
— Замеры — это понятно, но известно, что на подъездах к НПЗ по Нефтезаводской, например, были тополя, но их кронировали и защиты не стало. А где-то ещё — вырубили. Надо в таком случае высаживать новые?
— Это разные вещи. Санитарная зона не принадлежит заводу, а когда-то она проходила по улице Энтузиастов. Сейчас требования такие, что в СанПиН раньше были критерии озеленения, а потом конкретики в требованиях, сколько должно быть в защитной зоне зелёных насаждений, не стало. За это, конечно, можно биться именно с Роспотребнадзором. Чтобы они это контролировали. С этой точки зрения я согласен, зелень восстанавливать нужно.
Потом — по закону Росприроднадзор должен согласовать нормативы выбросов, скорее всего это будут нефтехимические объекты, первой или второй категории. Они должны проходить соответствующую государственную экологическую экспертизу. А тогда можно проводить и общественную экспертизу. И тогда доказывать, будут соответствовать объёмы выбросов нормативам или нет. Сообщать, какие там будут наименования вредных веществ. Вот там как раз есть место для работы общественности.
— Требуемые фильтры под эти выбросы — можем ли мы верить, что они будут поставлены, будут включаться?
— Мне много приходилось работать и с предприятиями, и с общественниками, это, скажем так, мифы про отключения по ночам или выходным, что, мол, никто не контролирует. На самом деле это строгие технологические процессы, которые записываются в журналах и подлежат строгому экологическому надзору. Без всяких сомнений. Раз они включат фильтры — они будут работать. Да, нам говорят про ТЭЦ — «О, чёрный дым, они отключили!» Да, но это указано в регламенте — когда разжигают мазутом после остановки котла, то и нужно отключать фильтр. И честно в этом признаются. Но как только подаётся уголь — сразу включаются фильтры. Так и здесь. Это нормативами предусмотрено — работа очистных установок, фильтров или ещё чего-то. С учётом их рассчитываются нормативы. Если не работают очистные — автоматически не выполняются нормативы, это нарушения закона. Которые жёстко наказываются.
— Упрямая вещь — омичи просто сами к ночи сейчас замечают, что усиливается концентрация выбросов, начинает вонять, идёт волна и по соцсетям. Как это можно объяснить? Именно к ночи и ночью это происходит.
— Во-первых, это было всегда, просто в зависимости от климатических изменений неблагоприятных дней с точки зрения концентрации вредных веществ стало больше. И не зря учёные бьют тревогу на эту тему. По сути сейчас у нас каждый третий день — с неблагоприятными метеорологическими условиями. Именно к ночи ветер ослабляется и в 95% случаев — с 7-10 часов вечера и до утра. Или изменяется атмосферное давление. Как правило — я так думаю — причина именно такая. Особенности климата нашей территории.
Надо в целом находить реальные причины, как пример — сейчас вот говорят про экологическую катастрофу на Камчатке, нефтепродукты и прочее, а есть мнение известного ученого, что имеются вполне естественные причины в виде разложения глубинных водорослей, от которого и недостаёт кислорода морским животным. А любим сразу кричать «Ах, кто-то слил!»
Не зря же сейчас Минприроды изменило свой приказ и даже при первом режиме неблагоприятных метеорологических условий — уже будут требовать на 20% снизить выбросы веществ, которые могут превышать нормативы. Как это будет контролироваться — надо будет проследить.
— Какую вы можете дать оценку нынешнего озеленения города? На сколько нужно Омску прирастить ещё количество зелени?
— Для крупного промышленного центра, я думаю, озеленение нужно, конечно. Я только за. Во дворах, на магистралях, в промзонах. Весь вопрос — как распределить обязанности. Что местами общего пользования должна заниматься мэрия, а санитарно-защитными зонами — предприятия, к которым они относятся. Я сам за это бился и, к сожалению, не смог добиться. Это всё же нужно работать с федеральным Роспотребнадзором, чтобы он предъявлял требования по озеленению санитарно-защитных зон и контролю к предприятиям. И надо про это говорить и с природоохранной прокуратурой. Но в любом случае поднимать вопрос нужно.
— Думаю, вы знаете об обещании омских депутатов Госдумы внести изменения в законы и приблизить срок обязательной автоматизации учёта выбросов. Как это прокомментируете, даст ли это эффект?
— Это хорошая вещь для объектов первого класса, хотя удовольствие дорогое. Сложные системы, плюс кому передавать эти данные? Чтобы они были доступны и общественности на сайте предприятия. Последнее по современным возможностям и не так сложно. Понятно, что это нужно контролировать, второе — это сам процесс длительный, не знаю, успеют ли. Но я не думаю, что по объёмам это будет касаться веществ, из-за которых сейчас спорят — этилбензол, сероводород и другие, они могут и не попадать в определяемый перечень на этих объектах. И не факт, что случаи появления запаха прекратятся.
Фенол? Там в принципе и предприятия первой категории правы: этого фенола сколько бы ни выбрасывали, он никогда не превысит допустимой концентрации на границе санитарно-защитной зоны. Зачем предприятию его контролировать? В этом нет смысла. Будут контролироваться только вещества, имеющие большой удельный вес в выбросах. Нет датчиков, рассчитанных на 200 веществ одновременно. Есть обычно рассчитанные на 7-10 для такого автоматизированного контроля.