Праздник 9 Мая семья птицеводов из деревни Сосновка Азовского района встретила на пепелище. В ночном пожаре погибло дело всей жизни: в охваченных огнём птичниках заживо сгорели цыплята, корма, высокопородистая и экзотическая птица: рыжая араукана с усами и бородой, серебристые фазаны, горделивые павлины, цесарки, китайские шёлковые куры, чьё неприглядное синее мясо ценится на Востоке на вес золота, горделивые павлины, сказочная птица Феникс... Вся та живность, благодаря которой хозяйство Латышенко стало известно далеко за пределами области. Огонь не пощадил и жилой дом: из охваченного пламенем здания люди успели спастись чудом, выбежав из дома в чём были. Жилище и хозяйственные постройки выгорели полностью.
Пламя бушевало в усадьбе Латышенко больше часа. Добровольная пожарная дружина, которая дислоцируется в этом же селе, самостоятельно справиться с огнём почему-то не смогла. Пожар удалось потушить лишь прибывшим из города сотрудникам МЧС. Елена Латышенко признаётся - первые дни после ЧП не хотелось жить. Пока одни селяне помогали людям бороться с огнём, другие снимали трагедию на мобильные телефоны. Неизвестные парни вырвали из рук 67-летней мамы Елены, Анны Васильевны, старинные иконы, которые она успела вытащить из горящего дома. На глазах семьи, которая буквально на руках вынянчила каждого питомца, умирала птица, умоляя людей о помощи. Для Латышенко их хозяйство было не просто средством для заработка. Лет пятнадцать назад горожане Елена и Вячеслав, купившие дачу в Сосновке, что называется, для проформы взяли нескольких несушек. И с тех пор влюбились в птицеводство, собирая коллекцию по всему свету. Работали на своей маленькой ферме всей семьёй.
После пожара без еды, питьевой воды и тёплых вещей на улице оказались тринадцать человек. В том числе шестимесячная Владочка, внучка Елены, и 88-летняя бабушка, труженик тыла. Но за четыре дня ни поселковая и районная власть, ни минсельхоз о семье Латышенко даже не вспомнили. Пережить беду помогли люди. Вот уже несколько дней к дому Латышенко съезжаются машины: совершенно незнакомый народ везёт им еду, вещи, помогают кто чем может. Шашлычник Геворг с Левобережного рынка узнал о беде Латышенко из омских форумов. Он поговорил со знакомыми предпринимателями и передал Латышенко лопаты, краску, вёдра. Сухонькая маленькая старушка Елена Ульяновна пешком дошла из Нефтяников до места сбора помощи погорельцам. Она привезла в тележке свой посильный дар: несколько килограммов гречки и печенье.
- Жалко, мне пенсию ещё не дали, - сокрушалась Елена Ульяновна. - Вот, наскребла дома что смогла.
В пакетик с гречкой она положила Латышенко коротенькую записку: «Бог вам в помощь». Клуб омских байкеров направил к фермерам КамАЗ, чтобы вывести мусор, предоставила технику и Иртышская птицефабрика. КамАЗ кирпича, оставшегося после строительства, подарил фермерам какой-то неизвестный омич. Учащиеся Омского профессионального колледжа собрали деньги на питание и памперсы маленькой Владе. С десяток добровольцев съехались к дому Латышенко, чтобы помочь очистить выгоревшую усадьбу от мусора. Народ, подавленный масштабом беды, работает молча. На лопатах то и дело оказываются яичная скорлупа, решётки инкубаторов и клеток.
Семья Латышенко ютится в уцелевшей летней кухне. Вместе с ними все тяготы переживают трое работяг, когда-то прибившиеся к этой трудолюбивой семье. В своё время они остались без крыши над головой и нашли у Латышенко приют и работу. Сейчас у них нет ни того ни другого, но люди никуда не уходят. - Если бы мы так поступили, то как бы смогли дальше жить? - удивляется Дмитрий. - Когда-то Елена и Вячеслав нам помогли, а сейчас, видно, наш черёд пришёл. Сейчас в семью Латышенко вернулось главное - надежда.
- Хороших людей оказалось всё-таки больше, чем плохих, - говорит Елена. - Их поддержка и помощь вернули нам веру в добро, помогли выжить, придали сил для борьбы.
Версия
Пока результаты экспертизы, которая должна определить причины пожара, ещё не готовы, но Елена и Вячеслав Латышенко уверены, что их ферму подожгли. Имя заказчика поджога им известно - этот фермер появился в омском регионе чуть больше полутора лет назад, переехал сюда из Казахстана, имеет тесные связи с прежней казахстанской группировкой в правоохранительных органах и за столь короткий срок агрессивными методами ведения бизнеса, взятыми из лихих 90-х, сумел продвинуть своё хозяйство в десятку самых перспективных. По словам Латышенко, он не раз угрожал им расправой, запрещая торговать цыплятами в своём районе. Латышенко писали заявления в полицию, да всё без толку. И вот в разгар инкубационного периода их ферма запылала. - Это не могло быть короткое замыкание, - уверена Елена. - Наши инкубаторы были электронными, и если бы что-то пошло не так, система бы сразу же нас оповестила. Ночью мы каждый час по очереди вставали и шли вытаскивать вылупившихся цыплят. Во время пожара ни один из автоматов не вышел из строя, электричество в доме у нас было до последнего, я лично отключила рубильник. Пролить свет на причины ЧП должен видеорегистратор, изъятый с места пожара. «Ваш ОРЕОЛ» будет следить за ходом расследования, в правоохранительные органы отправлен запрос. Вот только о своих птицах Елена пока не может вспоминать без слёз.
Евгения Дёмина