Из секретного архива: «Никто не отступил перед противником с 45 боевыми машинами»
Как сообщал БК55, перед Днем Победы Музей воинской славы омичей получил от УФСБ России по Омской области уникальные документы о боевом пути 30-й отдельной лыжной бригады в 1943 году и 70-й отдельной морской стрелковой бригады в 1942–1944-м.
Эти архивы были засекречены более 77 лет — в них, помимо прочего, «живые» свидетельства того, что стало причиной гибели 2300 молодых бойцов 30-й отдельной лыжной бригады. Ее формировали в Калачинске из молодых омских спортсменов, затем «добирали» охотников.
Ознакомившись с рассекреченным архивом, сотрудники Музея воинской славы сделали свои выводы о событиях 1943-го. Старший научный сотрудник Юрий Гришин рассказал БК55:
— В начале Великой Отечественной войны транспорта не хватало и лыжные бригады использовались как современные мотострелковые дивизии. Бронетранспортеров в Красной армии не было вообще, американские поступили позже. Потому и создавались бригады, которые могли мобильно уйти в прорыв и наносить удары по фашистам и боеприпасам в тылу врага.
Юрий Гришин
По словам Юрия Викторовича, в то время лыжи были далеко не у всех, так что набрать в Омской области бригаду из трех тысяч лыжников оказалось непросто.
— Те, кого призвали — это были молодые спортсмены, среди них чемпионы, перворазрядники не только по лыжам, но и по другим видам спорта. И все равно на целую бригаду их не хватило, поэтому добирали из охотников, которые умели ходить на лыжах.
У Гришина есть свое мнение, почему почти вся бригада погибла.
— Это могло быть неправильное использование бригады. Так, в оборонительных боях подо Ржевом и самом Ржеве против них бросили тяжелую технику — танки.
То есть лыжники воевали с танками!
Да, у них были минометы и противотанковые мины, но мало. Не был обеспечен должный подвоз боеприпасов. Имелись, я считаю, ошибки командования (в документах есть упоминания о неправильных решениях командиров). А в самом начале не хватило времени для более тщательной подготовки. По сути, бригаду бросили на фронт «затыкать дыры». Вообще всю первую половину войны, чтобы остановить врага, было пролито много крови. В самом начале фашистская армия имела огромную пробивную мощь, наше командование этого не предусмотрело. А во второй половине войны было уже наоборот.
Это — о нехватке боеприпасов в 70-й отдельной морской стрелковой бригаде. В лыжной похожая ситуация
30-я отдельная лыжная бригада била врага полгода, после чего была расформирована.
— Тогда очень многие воинские подразделения были расформированы с формулировкой «гибель на фронте». Большой кровью далась Победа… — говорит Гришин.
Что самое интересное в рассекреченном архиве об этих событиях?
— Это сводки оперативных сотрудников, которые, находясь вне воинских подразделений, наблюдали со стороны и видели и ошибки командования, и героизм солдат, отдельные негативные случаи (их были единицы).
А теперь обратимся к рассекреченному архиву.
Вот против кого воевали молодые бойцы лыжной бригады — цитата:
«Противник, подтянув 8 тяжелых и 10 средних танков с батальоном пехоты, в 14 часов стал вплотную подходить к южной окраине города Севск (в 550 км от Ржева — авт.), раздавив две 45-мм пушки и добив три наших танка… Потеряв пять танков, противник отошел в рощу…
В 15 часов наблюдатели докладывают о выходе 31 танков с десантами автоматчиков по 8-10 человек на танке».
Представьте эту картину: бойцы-лыжники, на которых движутся десятки танков… Читаем дальше:
«В 17 часов выдвинулось 12 крытых машин и 6 танков… в направлении северной части города. Все части были предупреждены о готовности к бою на ТРИ стороны (то есть немцы с бронетехникой прут с трех сторон! — авт.).
В 17.50 противник произвел мощный огневой налет артиллерии и минометов по боевым порядкам… разбил мой КП и уничтожил узел связи… До 18.40 полки дрались как львы. Много героических подвигов совершили бойцы и командиры в борьбе с танками врага.
Никто не отступил перед численностью противника до 1,5 полков с 45 танками…
В 19.00 танки стали простреливать прямой наводкой и зажигать дома. Мой КП был отрезан от выхода на запасной мост…».
А вот цитата из докладной записки начальнику отдела НКВД — в ней сотрудник анализирует, почему часть 30-й лыжной бригады оставила город Севск:
«Расследованием установлено, что части отдельной 30-й лыжной бригады оставили Севск в силу следующих обстоятельств: оборона города была организована неумело, каких-либо оборонительных сооружений не было сделано, части бригады были расположены так, что всякое управление (частями бригады? — авт.) нарушалось».
Это, как считают историки, «взгляд со стороны», и он тоже важен в этом архиве. Но самое тут главное — героизм молодых омичей-спортсменов.
Парни, которые не сдавались, когда на них перли танки — вот что из всего этого нужно запомнить.
Мария Мельникова