Новости. Омск

3. Олег Фрейдин: «Облик города. Зелень в Омске»

Каким образом должно вестись озеленение Омска, я предлагаю ознакомиться в моей следующей публикации, которую я назвал просто: зелень в городе.

Вместо предисловия. Наконец-то улица Маршала Жукова приобретает нормальный городской вид — устанавливаются гранитные бордюры, укладывается тротуарная плитка, меняется асфальт на проезжей части. Через какое-то время пешеход сможет беспрепятственно и безопасно пройти по ней из конца в конец.

У меня только два вопроса (хотя можно было бы задать и больше) в связи с этими работами:

— был ли разработан проект благоустройства перед проведением работ?

— был ли разработан проект производства работ?

Почему-то ширина тротуара принята от 1,5 м до, максимум, 3,0-х метров — и это на городской магистрали, одной из главных улиц города. Причём от проезжей части до тротуара местами меньше 1-го метра. Т.е, практически, пешеход идёт вдоль проезжей части. Кроме того, между уровнем тротуара и бордюром проезжей части перепад высот доходит до 0,6 метра. При этом вертикальная планировка газона не проводится, просто от бордюра идёт земляной вал и судя по всему эти «газоны» озеленить будет проблематично, в лучшем случае они зарастут сорняком.

Продольные уклоны на тротуаре явно больше нормативных (особенно в местах подхода к переходам через проезжую часть), что в дальнейшем приведёт к невозможности передвижения маломобильных групп населения, а в гололёд и для любого пешехода такие спуски будут небезопасны.

При детальном техническом надзоре я думаю обнаружиться много других нарушений действующих нормативов благоустройства.

И особое раздражение вызывает производство работ. Сначала на всём протяжении улицы буквально «взорвали» грунт в местах установки бордюра и прокладки технического и пешеходного тротуара. В результате, на несколько месяцев этот грунт оставлен открытым, разносясь пылью по всему городу и ожидая, пока не очень многочисленные бригады строителей дойдут до конкретного места и благоустроят его.

И второе, никаким образом не был решен вопрос с пропуском пешеходного движения на период строительства. Никаких временных (деревянных например) тротуаров, никаких временных схем обхода ремонтируемых участков. Люди, (а это и мамы с колясками и малыми детьми, это пожилые и инвалиды) вынуждены как-то пробираться по этим участкам, а напомню, это и транспортные зоны повышенной опасности. А бывает ещё и тёмное время суток и неблагоприятные погодные условия. Все эти моменты решаются в проекте производства работ, но видимо в случае с благоустройством улицы Маршала Жукова этот раздел проектной документации посчитали ненужным.

Вообще, в данном случае возникает впечатление, что никакой проектной документации не было вообще, а некая строительная организация, имеющая какой-то набор дорожной техники и несколько бригад строителей, проводит работы, принимая спонтанные решения по месту.

И ещё. К сожалению, проведённые работы по ул. Маршала Жукова показывают, что реконструировать улицу нужно в границах застройки, т. е. фасадов зданий, решая проблемы взаимоотношений с собственниками прилегающих участков. Иначе затраченные средства не дают нужного эффекта и улица после проведения большого комплекса работ не меняет свой облик кардинально в сторону благоустроенной центральной улицы большого города.

В любом случае, планомерное благоустройство городской территории повышает комфортность среды, увеличивая в т. ч. площадь озеленения, улучшает экологию в городе. А вот каким образом, на мой взгляд, должно вестись озеленение Омска, я предлагаю ознакомиться в моей следующей публикации, которую я назвал просто:

ГОРОД-САД. ЗЕЛЕНЬ В ГОРОДЕ

Не претендуя на оригинальность, напомню, что на экологию города отрицательно влияют выбросы вредных для человека газов, и наличие значительных площадей с твёрдым покрытием, (сюда также можно добавить фасады и кровли зданий), также выделяющих под воздействием солнечного излучения различный набор вредных веществ. Существенным решением этой проблемы является увеличение площади зелёных насаждений, особенно в пригородных зонах.

Однако сейчас меня интересует не столько решение экологических проблем, сколько «как должно выглядеть озеленение крупного города».

Сразу оговорюсь, что не являюсь ни дендрологом, ни агрономом, поэтому заранее извиняюсь за возможные неточности или спорные позиции, высказанные в публикации. Для меня, как архитектора — озеленение это ещё один, очень важный инструмент создания комфортной городской среды, инструмент, активно влияющий на восприятие городского ландшафта и застройки. И поэтому, решения по озеленению, в первую очередь, должны основываться на тех задачах, которые, помимо экологических, озеленение должно выполнять в городе.

В Омске, если говорить о цифре, достаточно большая площадь озеленения. И есть немало мест, где зелень высажена продуманно и за ней обеспечен должный уход.

Но если говорить о качестве, то мы увидим, что огромные городские пространства заняты дикорастущими деревьями и кустарниками, проще говоря, непроходимыми зарослями. Это и берега наших рек и озёр, это заброшенные и полузаброшенные деградирующие территории, это неиспользуемые городские, частные и арендованные земли, это санитарно-защитные зоны промышленных предприятий, это кладбища, это условно «зелёные» полосы вдоль улиц и дорог. Да и дворовые территории, особенно в застройке 60-х годов. И зачастую зелёные насаждения не украшают город, а наоборот, своим неприглядным видом создают впечатление заброшенности.

ул. 20 лет РККА

ул. Декабристов

ул. Декабристов

ул. Декабристов

ул. Декабристов

Озеленение в городе, в зависимости от своего расположения решает различные ландшафтные и эстетические задачи. Кратко выделю, на мой взгляд, основные:

— зелень парков и лесопарков предназначена для создания крупных ландшафтных композиций, включённых в природное окружение, рассчитанных на панорамные и дальние точки восприятия, подчёркивающих функциональное зонирование территории;

— озеленение скверов и бульваров, более искусственное по сути, подчиняется общей архитектурной композиции и активно взаимодействует с малыми архитектурными формами и элементами освещения;

— озеленение внутренних пространств (дворовых территорий) выполняет задачу микро-зонирования и оформления пространства;

— озеленение городских улиц направлено, в первую очередь, на защиту пешеходного пространства от вредных выбросов от проезжей части и также служит оформлением застройки;

— озеленение набережных формируя «речной фасад» города, кроме эстетической, обладает ветро- и солнцезащитной функцией;

Во всех случаях озеленение, согласовываясь с природным и антропогенным ландшафтом, выполняет задачу создания эстетичной комфортной среды для кратковременного или длительного отдыха в любое время года. Т.е. в городе, в отличие от природы, зелёные насаждения выполняют многочисленные функции, кроме защиты экологии. И в соответствии с этим нужно, на мой взгляд, формировать подходы к процессу озеленения города.

Прежде всего, необходимо в составе градостроительной документации разработать комплексную схему озеленения Омска (такая была в предыдущих изданиях генерального плана), где обоснованно и чётко обозначить типологию городских зелёных пространств. Затем, для каждого типа зелёной зоны нужно разработать стандарты озеленения, типа ПЗЗ (правила землепользования и застройки), где прописать физические, дендрологические, агрономические, экологические и др. параметры озеленения, применяемого в данном типе зелёной зоны. После этого (или параллельно) можно разрабатывать проектную документацию по созданию новых или реконструкции существующих общественных зелёных пространств. И, конечно, если мы хотим за обозримый срок переломить ситуацию с озеленением в городе, в структуре городской администрации должен быть «высоко» полномочный орган (и добавлю, неравнодушные специалисты), отвечающий за эту сферу городского хозяйства.

Многие архитекторы и проектировщики помнят руководителя отдела городского зелёного строительства, Главного агронома г. Омска Ракиерову Веру Ивановну. Насколько это был неравнодушный и требовательный специалист. Каждый проект благоустройства проходил согласование в части озеленения через управление Горзеленстроя. И много из того, чем Омск мог гордиться в части озеленения в 60–80-е годы, реализовывалось этой организацией. И вряд ли тогда могли появиться кварталы сплошной застройки, типа современной территории Сибзавода или новой застройки на ЛБИ вообще без зелёных пространств.

Считаю, что в городе не должно быть неорганизованных зелёных пространств. Даже если это крупные городские парки — каждое дерево должно быть учтено, и за каждым деревом, кустарником, газоном, должен быть обеспечен необходимый уход. Может быть, стоит подумать над изменением соотношения между городским и пригородным озеленением в сторону пригородного по физическим параметрам (площадям), но в сторону городского по качеству. Для этого необходимо разработать и принять программу пригородного озеленения (по типу Астаны) с целью защиты городской территории от степных ветров и смягчения микроклимата. А в городе, расчистив многочисленные площади от дикоросов, планомерно заниматься «культурным» озеленением, действительно повышая уровень благоустройства городской среды.

ул. Пушкина

ул. Пушкина

Сегодня проблемы озеленения практически не обсуждаются в публичной сфере. При голосовании за проекты благоустройства общественных пространств подходы к их озеленению никак не транслируются. Тем временем, в городе постоянно ведутся работы по высадке деревьев, кустарников, цветов. И зачастую, решения в этой сфере вызывают обоснованные вопросы.

Зачем вырубили все деревья в сквере «на горке» (у б.магазина «Меха»)? В 2019 году мы разрабатывали для «ИдеалСтроя» концепцию и дизайн-проект, в т. ч. и этого участка. Разработка рабочей документации и реализация этого проекта были приостановлены. При консультациях с дендрологами, на этом участке действительно несколько старых клёнов подлежали замене. Но зачем город вырубил всё? Собирается ли он благоустраивать этот сквер и по какому проекту — неизвестно.

После реконструкции активно, каждый год ведётся озеленение Иртышской набережной, высажена масса деревьев и кустарников (в т. ч. рядовые посадки). Понятно, что необходимо защитить пешеходный трафик по набережной от проезжей части. Но ведь никто не подумал, что сплошное озеленение закроет Иртыш от людей на противоположном тротуаре и от проезжающих в автомобилях. Может быть, интереснее было бы решить вопросы защиты невысокой живой изгородью и отдельными зелёными композициями на ровном газоне?

В последние годы стало популярной высадка елей перед фасадами зданий. В результате, через 15-20 лет здания (не всегда с плохой архитектурой) полностью закрываются плотной стеной зелени (примеры — Торговый центр, здание б. кирхи в выставочном сфере, здание военкомата по ул. Партизанская и др.). На мой взгляд, ель — не совсем городское дерево. Если в парках и лесопарках она вполне уместна, то в городе — не совсем. Городу больше свойственны лиственные породы деревьев, с обильной листвой летом и графикой ветвей зимой, такие как липа, клён канадский, вяз широколистый, ива многочисленных видов, яблоня, тополь и др. И высаживать желательно 3-5-и летние саженцы, а не жалкие прутики, как это было сделано на благоустроенной набережной Оми. И первые 5-7 лет высаженные деревья требуют тщательного ухода и поддержки.

Что касается озеленения улиц — мне кажется, очень мало используется живая изгородь вдоль проезжей части. Возможно, это объясняется необходимостью ухода и стрижки.

Но, насколько я знаю, уже есть необходимая техника для механизированной стрижки кустарников вдоль проезжей части. Да и выведены породы кустарников, вырастающих определённой высоты. В случае применения живой изгороди необходимо наличие технического тротуара. Ну, а на газоне между техническим и пешеходным тротуаром уже можно высаживать деревья, которые будут защищены от грязи и газа стриженым кустарником. В качестве положительного примера можно привести грамотно проведённое (совместно с благоустройством) озеленение Любинского проспекта и ул. Ленина. Невысокий кустарник высажен в кюветы высотой порядка 40 см, и за ними уже — шаровидные ивы (учитывая физические размеры Любинского, не везде была возможность организации технического тротуара). В результате ивы и кустарники находятся в удовлетворительных условиях и нормально развивается.

Каждую весну и лето в Омске высаживают огромное количество цветов и, это ощутимо украшает город. Но если присмотреться внимательнее, то это в основном цветы-однолетки. Не знаю, чем это объясняется, может быть какими-то бюджетными правилами? Почему нельзя высадить многолетние цветы (коих неисчислимое множество) и потом, в сезон подсаживать к ним однолетние? И здесь ещё один вопрос — а какие-то специалисты занимаются составлением цветочных композиций? Ведь здесь огромный простор для творчества и новаций.

Мне кажется, что по каждому общественному пространству могли бы быть т. н. арт-директора, в компетенцию которых входили бы, наряду с другими, и вопросы сезонного и праздничного оформления зелёных общественных пространств (мечты-мечты).

Озеленение крупного города — большая, многоплановая, ресурсно-затратная отрасль городского хозяйства. И, не менее важная, чем его застройка или обеспечение инженерной инфраструктурой. И управлять этой отраслью из одного городского центра, мне кажется проблематично. Может необходимо рассмотреть вопрос перераспределения полномочий в этой сфере между городом и административными округами, обеспечив последние необходимыми ресурсами.

ул. Куйбышева

ул. Суворова

И, конечно, в этой работе активное участие должны принимать собственники приватных земельных участков (традиции благоустройства «своей» земли всегда были живы в городе). Из личного опыта знаю, что многие собственники готовы за свои средства благоустраивать и озеленять прилегающую территорию, но не всегда эти вопросы с городом решаются положительно — вступают в силу градостроительные и бюджетные ограничения.

Думаю ещё не поздно, всем городским сообществом активно взявшись за эту проблему, вернуть Омску историческое и по-современному звучное определение Города-Сада.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Уважаемые читатели! Обращаем внимание, комментарии к данному материалу проходят через обязательную премодерацию.

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

43
0
105.10.2021 08:55:01
Самое страшное - вырубают многолетние деревья во дворах и на этом месте строят стоянки. НИКТО НИЧЕГО НИ С КЕМ НЕ СОГЛАСОВЫВАЕТ. Берут мужика с пилой, пилят - и всё. Управляющая компания молчит, старшая по дому "в доле" - вместо деревьев стоянка...
37
3
12405.10.2021 09:11:37
Все верно кроме нелюбви автора к дикоросам. Сейчас только эти лохматые клены худо- бедно справляются с загрязнением воздуха. И некоторые благоустроенные островки, коих мало. Как правило, на месте вырубленных кленов если что и путное появляется, то будет расти очень медленно, и погибнет.
Насчет многолетников. Клубни надо выкапывать, просушивать и бережно хранить где-то, с определенной влажностью. Где у нас хранилища? Их нет и не будет. Вот и исчезли гладиолусы и им подобные. А тратить деньги на клубни каждый год - это мы умеем, но денег мало.
25
0
ежкин кот05.10.2021 12:00:09
1, еще страшнее когда прикрываются "безопасностью" детей или машин. Хотя ставить машины под деревьями, вне всякой стоянки никто метлой не гнал. А дети в непогоду должны дома сидеть.
И попробуй возрази:"вы чо, из своего кармана платить за повреждение будете или в тюрьме сидеть?" и прочая демагогия.
34
0
омичка05.10.2021 12:35:28
Соглашусь с автором. Ул Жукова - центральная. И самая широкая по сравнению с остальными :Маркса, Ленина, Масленникова и т.д Но вид у неё заброшенный. Нет никакой системной застройки.До этого года и тротуаров не было и людей там редко встретишь по этой причине.Да тротуары делают -- хорошо, но делают бед привязки к существующей территории.А клумбы -это просто насыпанная поверх строительного мусора, земля. Никто там ничего не высаживает.
А посмотрите ул Почтовую. В этом году благоустроили по тому же принципу. Оставили двухметровые пни из покалеченных деревьев и газон засыпали землей вперемешку с мусором. - Радуйтесь омичи.
15
0
Олегон05.10.2021 21:57:03
В этом году у нас вообще специфическая организация работ - никаких знаков, табличек, объездов, вообще ничего.
25
1
Морковкин05.10.2021 22:32:52
1, почему не согласовывают? Прикормленная старшая по дому или подъезду из нужного дома, пишет за определенно вознаграждение заявление в администрацию округа и потом деревья спиливают, вместо них садят прутики, из которых большинство погибает.
Всё готово, деньги освоены.
20
0
Анна06.10.2021 09:27:05
Все правильно, только ещё один фактор не учтён - невежество многих жителей. Им стоянка в трёх метрах от квартиры дороже экологии и здоровья собственных детей. И уж точно дороже комфортной городской среды. По этой же причине нет многолетников - на месте клумб зимой парковки и мало живой изгороди - шансов вырасти у неё нет.
18
1
омичка06.10.2021 10:09:00
Чиновники любят говорить какой наш город зеленый. особенно , когда смотришь сверху - с самолета при подлете к городу. Так вот, город наш зеленый еще только за счет помоек, заросших бурьяном и молодой порослью заброшенных территорий.Красиво у нас около законодательного собрания и администраций разного уровня.Видимо, чиновники считают. что этого и достаточно.
16
0
Андрей06.10.2021 10:25:23
Улица Жукова - улица заборов. Вся в них, причем не первое десятилетие они стоят там, что за ними находится, большой вопрос.
14
0
Анатолий06.10.2021 11:22:58
Опять автор прав. Ул. маршала Жукова взята как пример, но к сожалению всё о чём сказано происходит по всему городк, а то и хуже. Озвученные уважаемым архитектором некоторые вопросы, что самое интересное, не требуют дополнительных вложений, а требуют контроля за работами и мозги. Работы производят , как правило приезжие,им всё по-барабану, но контролируют-то местные чиновники.Особенно бросается после ремонта дорог перемешанный "газон" с мусором и глиной , о чем говорит автор. Ну а резкие скаты тротуаров к проезжей части в гололёд о себе напомнят не раз. Выступят ли оппоненты автора? Я думаю нет, а если будут, то скажут : " Денег нет ... ".
17
1
Дмитрий06.10.2021 11:56:26
Браво! Но управляют городом люди безразличные
2
3
ЕС06.10.2021 12:30:20
Совсем недавно спорил с одним омичем в инете. Он мне доказвал, что трава, лужайки в Омске косят регулярно. По фото этого невидно. Одни заросли. Траву в этом году не косили точно. А в нашем дворе траву косят два раза в месяц, как и лужайки во всем городе.
5
0
Так06.10.2021 13:27:05
Всё так. Оттого больно и грусто.
Вдоль Метро, магазина, тротуар асфальт прямо на грун ложили, по краям подсыпали щебень, типа там подушка сделана.
2
23
.06.10.2021 22:57:04
Вот именно при застройке в 60-70-е годы новых микрорайонов - Чкаловского, Амурского, Телевизионного посёлков, городка Нефтяников, Чередовых была плотная жилая застройка, но зелёных насаждений фактически не было, это хорошо видно на старых фотографиях сделанных омичами того периода времени. Позднее где попало стали высаживать дурные тополя от которых сейчас большие проблемы и омичи их просто вырубают так как загараживают солнечные лучи в квартирах и создают полумрак.
5
0
Галина07.10.2021 21:05:40
По благоустройству города поддерживаю 124, а не автора. Негативно отношусь к "благоустройству", оно выполняется без души и любви к своему делу на всех этапах, начиная с проектирования, идет спил деревьев, укладка плитки. Чем все дышать будем, никого не волнует, лишь бы вид красивый был.
1
4
омич08.10.2021 10:10:49
Точка, вы права, а вот другие не жители города поэтому не знают как было ранее, а посмотреть старые фотографии Омска на омских сайтах в интернете им просто лень.
8
0
Муза08.10.2021 13:22:42
Дмитрий, мало, что безразличные, еще и некомпетентные.
0
1
.14.10.2021 17:23:40
омич, я самец.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru