А непуганных два года «зайцев» — «отдать» казакам…
Сегодня, 26 января, в Омском горсовете состоялось заседание комитета по вопросам ЖКХ и транспорта.
И главным вопросом стало обсуждение экономических моментов работы муниципального общественного транспорта.
А поговорить было о чем. Ведь, как выяснилось, в Омске контролеры общественного транспорта фактически не работали ни в 2020-м, ни в 2021 году. За эти два года не было составлено ни одного протокола по факту бесплатного проезда в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях!
Показатели по составленным в отношении «зайцев» протоколам тоже снижались из года в год. Так, в 2017 году контролеры составили 42 протокола, в 2018 году — 19, в 2019 году — всего один. А потом эта работа и вовсе прекратилась.
Как сообщил депутат Юрий Козловский, в данный момент на весь город в Омске работает два контролера. Да и то: они не безбилетников ловят, а заняты линейным контролем транспорта.
«Будет ли увеличен штат контролеров?», — спросил депутат.
И.о. директора департамента транспорта Вадим Кормилец ответил, что ловлей безбилетников не занимаются даже эти два «стоика». Да и есть ли смысл?
«Эти два контролера не смогут даже нормально проверить билеты в автобусе средней вместительности. Вы же помните, как раньше было. По каждому человеку на один выход. И по два человека берут безбилетника в «клещи». Только тогда это имеет смысл. Сейчас для нормальной работы нужно не меньше четырех контролеров», — напомнил Вадим Кормилец.
Вадим Кормилец добавил, что есть инициатива создать штат контролеров численностью примерно в 70 человек уже в этом году.
Прозвучало предложение наделить этими функциями кондукторов. Мол, они все равно работают в салоне. Мол, могут и билеты проверять.
На что прозвучало возражение представителя регионального Минтранса Павла Латыпова — нет, контролер может только потребовать оплатить проезд.
«А дальше его полномочия заканчиваются. Кондуктор действовать в рамках Административного кодекса он уже не может, составить протокол — тоже», — заключил представитель Минтранса.
Председательствующий Аркадий Лунев отметил: создать штат контролеров будет выгоднее, чем подсчитывать потери поступлений в бюджет от бесплатного проезда.
«В полномочиях кондуктора — только попросить водителя остановить автобус, и дожидаться, пока безбилетник либо заплатит, либо выйдет из транспорта. А это — каждый раз скандал, обострения ситуации. Словом, лишние сложности», — заключил Лунев.
Затем депутат Андрей Никитин внес довольно оригинальное предложение: а не подключить ли к делу проверки билетов казаков?
Ответ был почти таким же: казаки тоже не могут составлять протоколы.
«Этими полномочиями наделены лишь муниципальные служащие», — пояснил начальник управления административной практики и муниципального контроля Алексей Задорожный.
Но он согласился, что проработать этот момент все-таки можно. Ведь помогают же казаки следить за парковками!
Дельное, на первый взгляд, предложение внес Владимир Жуков. Он предложил установить в муниципальном транспорте специальные устройства-валидаторы для оплаты проезда.
«И давайте таким образом сократим кондукторов, переведя их в департамент контроля. И эти люди будут вести такую работу. А омичи — люди сознательные и культурные, они самостоятельно будут оплачивать проезд», — обрисовал план Жуков.
«Ну, это же расходы из бюджета…», — быстро подсчитал Лунев.
«Поэтому я и настаиваю на казаках, — тут же подхватил Никитин. — У нас зайцев все больше и больше, а мы хотим закупать валидаторы и взвалить новую нагрузку на бюджет!»
Словом, перспектива привлечь к поимке «зайцев» в муниципальном транспорте общественные организации — а конкретно, казачий корпус, — стала приобретать отчетливые очертания.
В итоге было решено предложить горадминистрации проработать этот вопрос.
И тут тему бюджета подхватил депутат Юрий Арчибасов. Ведь его надо наполнять! А тут, помимо недоимок с любителей бесплатного проезда находятся и другие любители — провезти пассажира за наличный расчет. Минуя официальную покупку билета.
«Кондуктор или водитель говорит: «А у нас терминал не работает! Давайте наличными оплатим.» И собранные таким образом деньги идут уже на себя — на те же шашлыки. По тысяче с каждого — уже урон бюджету», — описал положение вещей опытный перевозчик Арчибасов.
Депутат предложил взять на вооружение опыт Москвы и Санкт-Петербурга — обеспечит 100% оплаты за проезд безналичным способом.
«Тогда и на контролеров деньги будут, и налоговых сборов станет больше! По-другому нам эту проблему не закрыть. Иначе процесс будет долгим, а потери для бюджета — огромными», — заключил Арчибасов.
Это предложение тоже тоже было решено вынести на проработку в горадминистрацию.
Также членами комитета было предложено повысить штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте. Ведь этой меры, по словам Вадима Кормильца, пока не планировалось.
Правда вот сделать это силами только горадминистрации и горсовета не выйдет. Необходимо соответствующее решение омского Заксобрания — о внесении соответствующих изменений, а региональный Административный кодекс.
«Нужно проработать это предложение в горадминистрации. И потом обратиться по этому вопросу в Законодательное собрание», — заключил председательствующий Лунев.
Все прозвучавшие предложения было решено передать на проработку в мэрию. Это решение члены комитета одобрили — как по каждому в отдельности, так и по всем вопросам совокупно.
Но уже на этапе обсуждений депутаты явно понимали: слишком сложные вопросы затронуты. К примеру, пополнить «Омку» для введения тотального «безнала» сегодня можно чуть ли не только в отделениях «Сбербанка». Оснащение автобусов, троллейбусов и трамваев валидаторами требует дополнительного целевого финансирования — а в данный момент его просто нет. А привлечение к контролю оплаты проезда казаков и вовсе фантастикой кажется…