Роскомнадзор 4 марта, ближе к полуночи, определился с судьбой социальной сети в России.
Корреспондент РИА Новости Наталия Осипова считает, что он использовался как рупор информационной войны против России.
«Мы прощаемся с эпохой. Фейсбук — как много в этом слове для сердца русского слилось!», — предваряет свой длинный монолог Наталия Осипова, которая, видимо, была активным пользователем социальной сети все эти годы.
Затем она указывает читателю, как «нас», то есть россиян изменила эта интернет-площадка.
«Мы провели на его страницах с десяток лет. Он был частью жизни городского образованного класса, как утренняя чашка кофе и газета. <…> Буквально: я есть то, что моя страница в фб. И об этом знал каждый работодатель, жених, покупатель — всякий для начала искал профиль человека в сетях и делал вывод, иметь ли с ним дело».
Справедливо заметить, что Facebook здесь встает в ряд остальных социальных сетей и ничем принципиальным от них не отличается.
«Фейсбук, наш вечный ежедневный карманный друг, — засыпая, водишь носом по экрану, просыпаясь — утыкаешь глаза в экран. В промежутке спится тревожно: потому что пока тебя не было в фейсбуке, там кто-то точно был не прав! И пользовался тем, что ты пока не в Сети, без оружия. И набросал наглых комментариев. И первым делом надо пойти и срезать наглеца! Все подчистить, всех забанить, навести утренний сетевой марафет. А потом уже умываться и чистить зубы. И скажите, что это не так! Ну, значит, вы просто никогда не жили в фейсбуке», — или, опять же, в какой-либо иной социальной сети, которые имеют свойство затягивать. И увы, человеку бывает сложно избавиться от этой привычки.
Наталия отмечает и положительные тенденции Facebook, на котором объединялись бизнесы, люди находили единомышленников, делились своим личным и профессиональным опытом. И все бы могло продолжаться столь же позитивно… но не в России.
«Как всегда, русские сделали из фейсбука что-то невероятное. Политическую площадку. Платформу для социальной активности. Место для дискуссий о судьбах мира. Арену битвы прогрессивной интеллигенции с консервативными патриотами. Люди, принимающие политику близко к сердцу, начали спорить с друзьями, чей Крым. На традиционной русской политической кухне можно выпить чаю или чего покрепче и обняться, сказав: «Ну ладно, в конце концов, мы с тобой на одной раскладушке в общаге спали — давай еще по одной, друг». А вот в фейсбуке так не сделаешь — в силу своего устройства он провоцирует битвы <…> И ведь по каждому поводу следовало высказываться. Такая сложилась в фб этика. Нормальные вирусологи превращались в нормальных политологов по несколько раз на дню. Следовательно, поводов для сетевого мордобоя было в избытке», — пишет автор.
Но, постойте, разве все вышеперечисленное не характеризует совершенно любую социальную сеть? Рискнем заподозрить, что в «Вконтакте» шпаги спорящих скрещиваются ничуть не реже. И давайте будем честны, все мы лучше других знаем, как правильно управлять государством и играть в футбол.
Но Наталья идет в своих наблюдениях дальше. Главным отличием Facebook она считает, что на своей площадке он собирал представителей исключительно одной политической позиции, а инакомыслящих просто-напросто вытеснял.
И главным лозунгом, утверждает автор, был — «Америка — родина свобод, все ужасное — от России и Путина».
Существовала жесткая цензура на слова и картинки, утверждает она.
«Дошло до смехотворного: когда великие произведения с оголенными фигурами, будь то хоть Микеланджело, надо было постить с плашечкой, в комментарии или получить бан».
Сеть поощряла стукачей и провокаторов. По жалобе любого пользователя могли забанить хоть известного писателя, хоть актера, практически без права обжалования.
Facebook, по мнению автора, также виноват в дезинформации граждан, подделывании страниц российских СМИ и в том, что на ней сговаривались о встречах политические активисты. Но теперь, как выразилась автор, орудие информационной войны выведено из строя и больше не стреляет.
Закончила Наталья свою статью весьма поэтично:
«По какой-то причине — а сейчас много чудес — я могу зайти пока туда. Здесь тихо. Все ушли. Авторские стены тихи и пустынны, будто комнаты после выезда жильцов. Валяются неотвеченные комментарии, висят прощальные посты — у тех, кто успел подготовиться, приколочены объявления об аккаунтах в других сетях <…> И только ветер в аллеях Нескучного сада заметает твои посты».
Прощай оружие! Прощай, Facebook!