Как и обещали, продолжаем знакомить вас с жизнью человека, имеющего проблемы со зрением. Мы задали главному библиотекарю филиала ОГОНБ имени А. С. Пушкина «Специализированная библиотека для незрячих и слабовидящих» Васильевой Ольге Анатольевне вопросы, которыми вы возможно задавались, но стеснялись спросить.
— Ольга Анатольевна, вы провели нас по библиотеке, показали, как незрячие и слабовидящие читают (или слушают) книги, как они «видят» картины, а что насчет кино? Как говорил Виктор Драгунский, какой дурак не любит халвы? А в наших случае — какой дурак не любит кино?
— Кино любят практически все. Наши посетители также, как многие зрячие, интересуются и отечественным, и зарубежным кинематографом. Более того, у нас даже есть Клуб любителей тифлокино.
— Чем тифлокино отличается от обычного?
— Есть в фильмах моменты, в которых на слух невозможно догадаться, что же происходит на экране. Например, в фильме «Бетховен» под музыкальное сопровождение показывают как растет собака породы сенбернар, при этом незрячему зрителю совершенно непонятно происходящее без специального пояснения. Поэтому в подобные моменты добавляют тифлокомментарий (дополнительную аудиодорожку с пояснениями). Ее можно вставить в паузах между диалогами героев или между сценами, при этом описать, как выглядят герои, во что одеты, их действия и окружающую обстановку.
— Вы комментировали фильмы?
— Лично я нет, но моя коллега Юлия Федотова — тифлокомментатор высшей категории, имеет подобный опыт. Нашим читателям она представила прямой тифлокомментарий при показе фильма «Остров надежды» из цикла «Полярные истории» о Карской экспедиции, в которой принимали участие и наши омичи. У меня был несколько другой опыт — я комментировала концертную программу в рамках форума молодых инвалидов по зрению и добровольцев «Время действовать-2020».
— Как это было? Посетители сидели в наушниках?
— Поскольку приходили как зрячие, так и незрячие люди, только вторая категория была в наушниках. Для них я как раз и делала комментарии. Пока концерт еще не начался, я описывала зал, сцену. В перерывах между выступлениями описывала артистов, их наряды.
— Как вы понимаете, что стоит описывать, а что — нет?
— Это хороший вопрос. В тот раз я ходила на все репетиции концерта, чтобы заранее увидеть костюмы, понять, какие моменты стоит выделить. Важно успевать описывать, а в живом концерте это трудно, поскольку не знаешь временных промежутков.
На самом деле, когда я занимаюсь тифлокомментарием, то поражаюсь, насколько какие-то детали ускользают от нашего внимания. Например, вы помните какой цвет волос у Дяди Федора в мультфильме «Трое из Простоквашино»?
— Ну, коричневый или рыжий, смотря в какой части.
Видимо, вы были внимательней. А вот я с удивлением обнаружила, что не помню этой детали. А когда мы занимались проектом «Достопримечательности Омска» и рассказывали нашим читателям о местных памятниках, меня поразило, как мало пользуется человек таким ресурсом как зрение. Проходим мимо окружающего нас, не обращая внимания на детали. Например, как часто мы поднимаем голову и смотрим, какие фигуры изображены на здании Омского государственного университета путей сообщения?! А они там есть, сами проверьте! Такие детали не перестают меня удивлять.
— Как вы интегрируете ваших читателей в зрячую среду? Проводите какие-то совместные мероприятия с библиотекой Пушкина?
— Конечно, мы участвуем в масштабных проектах библиотеки Пушкина, таких как «Библионочь», «Ночь искусств» и др. Мы стараемся сделать все от нас зависящее, чтобы незрячим было комфортнее на больших, незнакомых площадках, но все же наши читатели требуют большего внимания, индивидуального подхода. Так что на мероприятиях библиотеки-филиала все-таки камерная атмосфера.
— Означает ли это, что ваш читатель все же остается несколько изолированным?
— Это стереотип — что незрячие люди изолированы от мира. При желании — возможно все. Яркий тому пример, екатеринбургский незрячий путешественник Владимир Васкевич, объездивший не только Россию, но и зарубежные страны. Не так давно он посетил Омск и встретился с членами нашего клуба любителей путешествий «Ветер странствий». Это говорит о том, что незрячие не замыкаются в своем мире, путешествуют, встречаются, рассказывают о своих странствиях, приносят фото и видео, предметы, которые можно потрогать (камни, бусы из янтаря) или примерить (например, тюбетейку из Монголии).
Еще пример, ребята из нашего «Клуба любителей интеллектуальных игр» ездят на соревнования по всей стране, в том числе в Москву и Санкт-Петербург, не ощущая для себя никаких препятствий (кроме финансовых).
— Как Вы думаете, незрячим людям комфортнее в своем мире, что может заставить их выйти за его рамки?
— Наверное, каждому человеку комфортно в своем уютном мире, а выйти за его пределы могут сподвигнуть хорошие жизненные или литературные примеры. Наш опыт подтверждает, что неограниченные желания порождают неограниченные возможности!
Ева Сорокоумова