Эти данные озвучены на коллегии Минздрава России. Что же делать?
Коронавирус серьезно протестировал Омскую систему здравоохранения. Управленческие решения регионального минздрава порой запаздывали, либо не принимались вовсе, отчего страдали и пациенты, и медработники. Но самая большая нагрузка по профилактике, диагностике и лечению пациентов с COVID-19 выпала на долю поликлиник, самого неподготовленного звена системы регионального здравоохранения.
Что же ждет омские поликлиники?
Первичная медико-санитарная помощь — это основа системы оказания медпомощи в нашей стране. Первое, куда обращается заболевший — это, как правило, поликлиника.
Большинство востребованных медуслуг и видов медпомощи для диагностики и лечения (в том числе лабораторные исследования, мед.осмотры, неотложная помощь, вакцинация, диспансерный учет пациентов с хроническими заболеваниями, диспансеризация прикрепленного населения) — это ежедневная работа поликлиник.
Из-за плохой их оснащенности, нехватки узких специалистов и хронического недофинансирования большинство работающих омичей стали получать такую помощь платно, в частных клиниках.
По моему мнению, последние 20 лет медицинские управленцы относились к поликлиникам, как «мачеха к падчерице». Самые низкие тарифы в системе ОМС, самое низкое качество оказания медпомощи, самая плохая оснащенность медизделиями и расходным материалом — все это в омских поликлиниках. Но сами поликлиники в этом не виноваты.
С 2019 года Минздрав России на федеральном уровне взял курс на модернизацию первичного звена. Пока проводили ревизию состояния дел и определялись с вектором его развития, началась пандемия. В результате основные работы были отложены на неопределенное время.
На борьбу с COVID-19 бросили плохо оснащенные, неукомплектованные поликлиники. Единственное, что за три года удалось выполнить почти на 100 процентов — в детских поликлиниках и детских отделениях взрослых поликлиник сделали ремонты.
На днях федеральный Минздрав провел коллегию, посвященную повышению доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. На ней отметили регионы, выполнившие задачи по модернизации поликлиник в 2021 году на высоком уровне.
Среди немногих отличившихся — наш сосед, Курганская область. А вот Омская область (в числе других регионов) с задачей не справилась.
Что же мешает модернизировать первичное звено в Омской области?
Я вижу здесь две основные причины — отсутствие достаточного финансирования и некачественное управление системой здравоохранения.
Невозможно модернизировать первичное звено только за счет средств ОМС, тем более в рамках ее базовой программы. Но именно так сейчас финансируются все омские поликлиники! Поэтому они обречены только на выживание, но не на развитие.
Платные услуги, предлагаемые в бюджетных поликлиниках, не могут серьезно конкурировать с частными клиниками, оснащение которых стало с годами намного лучше и по количеству, и по качеству.
Несколько лет назад отдельные управленцы Омской бюджетной медицины намеренно ослабляли и не развивали первичное звено — предоставляя преимущества «знакомым» частным клиникам, организуя для них поток пациентов. Это закреплялось годами.
С тех пор немногое изменилось. Теперь же в связи с изменениями в экономике невероятно сложно будет найти источники финансирования для полной модернизации первичного звена.
Федеральный и региональный бюджеты уже не смогут нести на себе всю финансовую нагрузку.
Потенциальными источниками финансирования модернизации поликлиник могут выступить банки и частные инвесторы. Но для этого необходимо изменить организационно-правовую форму поликлиник — из бюджетных они должны стать автономными учреждениями.
Это добавит свободы в выборе инструментов развития, прозрачности и ответственности в принятии управленческих решений, в том числе финансовых. И это — полная подотчетность наблюдательному совету автономного учреждения, который будет обязан развивать только свою поликлинику…
Чем больше будет «точек» принятия решений в системе первичного звена, тем быстрее и качественней она сможет развиваться.
Региональному минздраву нужно лишь запустить этот процесс обновления и не мешать ему; принимать участие в работе наблюдательных советов через своих представителей на партнерских основаниях.
Сам же минздрав, на мой взгляд, должен отказаться от управления системой здравоохранения в ручном режиме. И прекратить заниматься закупочной деятельностью — эту обязанность (вместе с ответственностью) следует передать на уровень самих медицинских организаций, сосредоточившись только на разработке систем, методов, механизмов и инструментария, направленных на реальное развитие доступности и качества медицинской помощи в Омской области.
Хватит уже просто покупать и распределять, пора ответственно думать и развивать!