Он планирует оформить патент на изобретение и заняться вопросами организации производства.
Суперфиналист четвертого сезона конкурса управленцев «Лидеры России» из Омска Алексей Ветлугин разработал новую технологию производства биопластика на основе растительных всходов.
Продукция, изготовленная из такого материала, после использования будет разлагаться естественным образом, то есть, не потребует утилизации и будет безвредна для окружающей среды.
В ближайшее время он планирует оформить патент на изобретение и заняться вопросами организации производства биопластика в России.
Ветлугин сообщил, что в разработке были задействованы десять специалистов — биологи, химики, промышленные технологи. Для получения формулы необходимого полимера им потребовалось более года. Новый материал пригоден для производства любых полиэтиленовых изделий для пищевой и непищевой промышленности, особенно толстостенных емкостей, например, бочек, цистерн и канистр.
«Производство пластика растет каждый год, и он уже заполонил всю планету. За 70 лет человечество произвело более 8 млрд тонн пластмассы, которая разлагается в среднем 400 лет. Весь тот пластик, который уже разбросан по Земле, надо собирать и перерабатывать, — уточнил Алексей Ветлугин. — Нашей задачей было найти состав и способ получения материала, который будет разлагаться быстрее и самым естественным образом. Например, канистра из нашего биопластика через 7-10 лет сама собой превратится в биомассу, безвредную для окружающей среды».
Опытные образцы биопластика были изготовлены на базе Омского завода смазочных материалов — филиал ООО «Газпромнефть-СМ», а затем усовершенствованы в научной лаборатории «Перспективные композиционные материалы и технологии» Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова в Москве.
Алексей Ветлугин сообщил, что в составе материала — ПНД (полиэтилен низкого давления) и концентрат из микроцеллюлозы, лузги гречихи и риса, предназначенный для биоразложения.
«Нам было важно предусмотреть, чтобы после добавления концентрата биопластик сохранил свои технические характеристики, — отметил разработчик. — При этом срок его естественного разложения можно еще сократить, но мы ориентировались на потребителя. Как правило, срок хранения масел и технических жидкостей составляет пять лет, поэтому мы заложили запас прочности материала для емкости на 7-10 лет».
Алексей Ветлугин рассказал, что расчеты сроков естественного разложения пластика проверены на установке ускоренного определения биодеградации материалов. «Эта установка позволяет заглянуть в будущее. Она показала процесс и срок разложения опытных образцов — толстостенного пластика. Мы получили результат — минимум семь и максимум 10 лет, в зависимости от возможных внешних условий, при этом активная фаза разложения занимает два-три года», — уточнил он.
Сегодня Россия располагает достаточной сырьевой базой и производственными мощностями, чтобы производить новый биопластик:
«ПНД делает компания «Сибур», а у сельскохозяйственных предприятий достаточно растительных отходов от зерен риса, гречихи и льна. Их используют в основном для обогрева, то есть сжигают. Но как показала наука, эти отходы можно применять в производстве биопластика, что выгодно и экономически, и экологически».