Фризские кони есть в упряжке Елизаветы II — они безопасны, не встанут на дыбы и не понесут галопом.
Один из лучших фермеров Омской области Геннадий Руль выращивает не только масличные культуры, но и породистых лошадей-тяжеловозов.
Нынче в марте он купил 3-летнего жеребца по кличке Рубин уникальной британской породы шайр.
Задача красавца Рубина — улучшать породу омских лошадей
Красавцы-гиганты этой породы ставили мировые рекорды по высоте роста, в их жилах течет кровь еще рыцарских лошадей, которые участвовали в средневековых сражениях. Так что Рубин как картинка, ему бы в выставках участвовать, но его основная задача в фермерском хозяйстве куда более важная — улучшать породу.
По данным местного сельхоз.управления, жители Калачинского района держат более 500 лошадей — на каждом дворе от двух до 10 животных.
Вороной жеребец Фантик — королевский конь
Купив у фермера породистого жеребенка (значительно дешевле, чем на единственном племзаводе, без затрат на перевозку), они получат через несколько лет породистое потомство от своих лошадей.
— Шайр самая крупная порода среди лошадей-тяжеловесов. Весит Рубин больше тонны. В хозяйстве мы его используем для улучшения породы советских и владимирских тяжеловозов. А уже их жеребят местные жители приобретают для улучшения породы своих лошадей, — объясняет Геннадий Руль.
Около 30 советских и владимирских тяжеловозов фермер приобрел на племенных конезаводах (сегодня работает лишь один из них). Самой первой была кобылица владимирской породы Могучая.
— Сегодня эта лошадь бесценна, — считает Геннадий Александрович. — Я ее купил еще в 2012 году 6-месячным жеребенком. Сейчас в России, в том числе на племзаводе таких не осталось. Разве что в чьем-то личном хозяйстве…
А это 3-летний Ректор советской породы
Поэтому очередь за породистыми жеребятами Могучей и других кобылиц выстраивается, едва они родились. Жители Калачинского района и других регионов «бронируют» жеребенка и ждут, пока ему исполнится полгода. Затем выкупают и увозят к себе.
Кобылица Могучая — в России таких уже и не сыщешь
А вот другой красавец — вороной конь Фантик и две кобылицы фризской породы (ее родина — район Фризленд на севере Голландии) приобретены для разведения именно этой породы.
— Это лошади-аристократы, которые тоже участвовали в крестовых походах и рыцарских турнирах. Они легко обучаемы, грациозны, артистичны.
Когда на таком коне едешь, это совсем другая рысь: все движения правильные, ноги поднимают высоко, торжественно.
Недаром фризов содержат в Королевских конюшнях Великобритании. Два фриза входят в шестерку лошадей, запряженных в карету Елизаветы II, — гордится своими питомцами Руль.
Жеребят фризской породы у фермера покупают в основном жители Казахстана.
— Одна из наших гостей в прошлом году приобрела 1,5-годовалого жеребца и организовала в Павлодаре школу верховой езды. Она обучила коня цирковым трюкам: по команде он ложится, встает на задние ноги и так далее… Детишки толпами в ее школу идут!
Геннадий Руль поклонник владимирской породы — это ее представитель, 4-летний Багдад
Фризских коней и впрямь часто используют для конных прогулок детей — у них спокойный нрав, они надежны, что важно для начинающих любителей верховой езды. И во всем мире они — любимцы цирковой публики.
— Владимирские лошади могут быть опасны для детей, а фризские их очень хорошо чувствуют. Эта лошадь никогда не сбросит ездока, не понесет вдруг по оврагам, — объясняет Геннадий Александрович.
И вспоминает поездку в Чехию:
— Там очень много конных школ, популярна иппотерапия (лечение людей с помощью верховой езды). Безо всякой химии, таблеток улучшаются психологическое и физическое состояние ездоков. Укрепляются мышцы спины, сердечно-сосудистая система, проходит масса заболеваний…
Эффективность иппотерапии признана во многих странах — считается, что в ней нуждается около 30 процентов населения.
Так что хотелось бы, чтобы такие школы появились и в Омске. Или это никому не надо?
Очередь на покупку такого жеребенка занимают, едва он появился на свет
Когда Геннадию Рулю советуют продать фризских лошадей из-за дороговизны их содержания, он отказывается.
— Я этого никогда не сделаю, потому что лошади этой породы не просто верные друзья — они дают вдохновение. Очень ласковы, отзывчивы, у них какая-то особая энергетика.
Я только подошел к воротам, ничего еще не произнес, а они уже медленно движутся в мою сторону — пообщаться. А если прошел мимо, то слышу возмущенное ржание — мол, что ж ты так, а поздороваться?
Постоишь с ними рядом, обнимешь, поговоришь, и уже легче справляться с проблемами из-за санкций вроде подорожания солярки и запчастей.
Мария Мельникова