Соискателям предстояло пройти девять испытаний и освоить некоторые воинские премудрости.
«Град Петров» — фестиваль, прошедший на территории Омской крепости при участии Омского областного движения военно-исторической реконструкции «Служилые люди Сибири». Стоит отметить, что фестивали военно-исторической реконструкции проводятся усилиями руководства Омской крепости довольно регулярно, не только в городе, но и по области. Даже в период пандемийных ограничений удавалось найти возможность проведения мероприятий, но все же, если говорить именно о черте города, за последние три года «Град Петров» стал, пожалуй, самым масштабным и зрелищным событием.
В этом году получилось все, что планировалось. Вообще все очень хорошо вышло. И зрителей много, и участников. Участников, к примеру, планировалось 80, а получилось в итоге даже больше — 100.
Петровская тема для нас, для Омска, это, на самом деле — все. Если говорить в рамках Омской области, то 17 век — это наша лучшая тема. Это первый омский гарнизон, строительство первой омской крепости, строительство цепи крепостей по течению Иртыша, — поделился директор АУ г. Омска «Омская крепость» Василий Минин.
Площадка Омской крепости в эти праздничные дни представляла собой 9 тематических исторических локаций, которые при желании можно было пройти просто так, а можно — вместе с обходным листом, по заполнению которого участник получал «Жалованную грамоту», уведомляющую, что означенный человек прошел полный курс ратного дела, знает воинский артикул и строевую позитуру, а в баталиях показал свое умение, выдержку и удаль. Словом — всячески достоин быть пожалованным рангом Служилый человек Сибири.
Добавим, что участвовали в этом квесте омичи весьма и весьма охотно. Уже к трем часам первого дня по самым грубым подсчетам получили обходной лист и отправились на постижение воинской премудрости около 170 человек. Были среди них люди самого разного возраста и пола — как мужчины, так и женщины, как дети, подростки, так и взрослые, и даже бабушки. И, к слову, очень много иногородних. Некоторые подходили даже без обходного листа, из чистого «научного» любопытства.
Подходит группа молодежи, я им рассказываю свой кусок исторического контекста, — подслушал корреспондент БК55 рассказ участницы возле одной из локаций. — Они послушали, покивали, ушли, а потом снова приходят, те же самые! Приводят парня, вот, говорят, это наш друг из Москвы, расскажите, пожалуйста, еще раз, ему очень интересно. И так постоянно! А я что… рассказала, конечно.
Список испытаний включал в себя:
Рекрутскую станцию, на которой немножко грустный, но очень мужественный молодой человек в исторически правильном шерстяном мундире в почти тридцатиградусную жару выдавал обходные листы и вручал жалованные грамоты.
Канонирская-гренадерская, где претендентов обучали как правильно заряжать и стрелять из пушки. Пушки, к слову, и в самом деле стреляли, но из соображений безопасности в центре площади ограничились только теорией. Впрочем, непосредственно на берегу Иртыша можно было приобщиться к более практическим навыкам.
Фузелерская-пикинерская, где обучали, как правильно держать и работать с ружьем.
Полевая кухня, где угощали исторически правильным грибным супом с копченостями. Его историческая достоверность состоит в первую очередь в аутентичности рецепта, и в том, что именно такой суп-похлебку ели в петровской армии солдаты.
«Этот паразит (внук — прим. БК55) даже не попробовал! Все носом крутил, и отказался. А мне таааак понравилось!» — высказалась одна из немногих, но крайне воодушевленных, пожилых гостий.
Лучной тир, где гостей обучали стрельбе из лука.
Лучная перестрелка, где уже обученные гости могли продемонстрировать свое мастерство. Организаторы даже упомянули, что стрельба из лука пользовалась среди гостей самой большой популярностью.
Историческое фехтование. В этой локации предстояло облачиться в специальное снаряжение (совершенно безопасный и обитый мягким спорт инвентарь) и встать в трехминутное сражение с оппонентом.
Подходя к этой зоне многие девушки (а их среди гостей было немало) в платьях, при макияже и прическах, изрядно грустнели. «А это обязательно?» — уныло спрашивали они. Но, если хочешь получить жалованную грамоту — обязательно. А жалованную грамоту, очевидно, очень хотелось. И эти же девушки, в платьях и при макияже, получив в руки щит и тямбару (мягкий тренировочный меч. — прим. БК55), с криком «эх, была ни была» оказывались самыми суровыми и энергичными бойцами. За ограждением за них оживленно болели друзья, мужья, восхищенные лихостью мам дети, и даже случайные зрители.
Степной стан демонстрировал доспехи, оружие и, в целом, быт степняков-джунгар — главных противников петровских войск периода освоения Сибири в целом и прииртышья в частности.
Инженерная мастерская могла похвастаться непосредственно инженерными достижениями петровского времени, а также искусно выполненной из дерева объемной картой Омской крепости.
Бонусом, в целях особенно глубокого погружения в реалии петровской эпохи, всех желающих могли заковать в колодки, а на шею повесить табличку. На выбор предлагались шильдики «пьяница» и «дезертир».
Помимо непосредственного участия в интерактивных активностях, омичей ждала также масштабная батальная реконструкция сражения служивых людей первой имперской армии со степняками — джунгарами.
У организаторов фестиваля в лице поделившегося с корреспондентом БК55 Василием Мининым, планы один грандиознее другого. Среди них и масштабные фестивали, и новое исторически аутентичное оборудование и, где-то в мечтах и перспективах, собственная конюшня со специально обученными под историческую реконструкцию лошадьми. Опираются организаторы в своих стремлениях как на оказывающее им поддержку Правительство Омской области, так и на волонтеров активно разрастающегося областного движения военно-исторической реконструкции «Служилые люди Сибири», среди которых очень много взрослых, устоявшихся, самодостаточных людей, бизнесменов и докторов наук, готовых вкладывать в движение свое личное время, силы и, зачастую, деньги.
К слову. Честно заработал грамоту и корреспондент БК55. В очереди в рекрутской прозвучал за его спиной диалог:
«Вот сейчас получу жалованную грамоту, и увезу ее к себе в Томск. Что делать с ней буду? Ну как что. Повешу на стену и буду детям хвастаться!».