«Я обратилась в музейно-выставочный центр по своим рабочим вопросам, но мне сразу же предложили провести несколько экспозиций в Омске. Из предложенного мною был выбран советский плакат как совершенно не представленный в нашем музее», - рассказала БК55 омский куратор экспозиции, замдиректора музея имени Врубеля Фарида Буреева. По словам г-жи Буревой, москвичи покажут нам материалы, иллюстрирующие «золотой век» советского агитационного искусства.
Плакат в Советском Союзе 1930-1950-х гг. являлся одним из эффективных средств воздействия на людей. Наряду с газетами и радио он влиял на сознание и настроение человека, побуждал его к той или иной деятельности. Удачный зрительный образ в сочетании с кратким текстом-лозунгом доходили до сознания быстрее, чем газетная информация. «Это была «молния», призыв-искусство плаката с появлением новых технологий сейчас утрачено и не востребовано, а когда-то это был большой пласт искусства, которым занимались выдающиеся мастера», - пояснила Фарида Буреева.
Выставка «Советский плакат 1930-1950-х гг.», на которой представлено около 50 плакатов из собрания ГМВЦ «РОСИЗО», дает возможность показать основные пути развития искусства плаката, выделить главные темы, созвучные задачам, которые решало государство в те или иные годы: индустриализация страны (плакат Караченцова «На борьбу за уголь, чугун, сталь, машины», 1932); установка государственного контроля над сельским хозяйством (Каневский «Колхозник, рабочий совхоза, будь бдителен!», 1933); борьба с немецкими захватчиками и трудовой подвиг тыла (Говорков «Славна богатырями земля наша», 1941, Долгоруков «Врагу не будет пощады!», 1941); восстановление разрушенной экономики (Иванов «Ты тоже будешь героем!», 1949).
Плакат кроме всего прочего отражал официальный взгляд на роль, задачи и обязанности человека в новом социалистическом обществе. Внимательный зритель отметит, что даже изображения детей, играющих в геологов, летчиков на плакатах, несли в себе агитационный смысл – воспитание профессиональных кадров для тех или иных отраслей хозяйства.
С 1950-х гг. плакат постепенно начинает теснить другое средство массовой агитации и пропаганды – телевидение. «Золотой век» советского плаката завершился. Сегодня советский плакат перестал быть оружием пропаганды. В России и за рубежом постоянно издаются тематические альбомы, проводятся выставки плаката, которые позволяют смотреть на него как на исторический источник и произведение искусства.
Омская выставка из фондов «РОСИЗО» будет работать с 15 августа по 8 сентября в 16 зале корпуса врубелевцев на Ленина, 3.
Василий Романов