За привлечение к ответственности по уголовному делу ни в чём «неповинной возлюбленной».
Следующее заседание по делу будет последним. Начнутся прения сторон.
Хотя бы одно из громких уголовных дел этого года с представителями правоохранительных органов наконец-то обрело обозримые границы. В Кировском райсуде завершается слушание уголовного дела бывшего инспектора омского полка ГИБДД Алексея Кучегуры и его экс-супруги, руководителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Юлии Весны. Последнюю сначала отстранили от должности, но благодаря стараниям адвоката в апелляционной инстанции, Весна продолжает исполнять свои служебные обязанности.
Напомним, что по версии обвинения, парочка придумала мошенническую схему и под предлогом выгодной реализации арестованного имущества обманула 13 человек в общей сложности на 20 млн рублей. При этом, возмещать материальный ущерб потерпевшим никто из них не собирается. Кучегура расщедрился на 1,5 тысячи рублей и на этом, похоже, всё!
Потерпевшая Келли подала иск на возмещение убытков не только на Кучегуру, но и на Весну, и только сейчас высокопоставленная приставша признана гражданским ответчиком. С таким же иском на 4,5 млн рублей обратилась и потерпевшая Шпакова.
С паршивой овцы хоть шерсти клок, как говорится. Теперь у бывших супругов появилось одно общее дело — гасить долги за свою «красивую жизнь». Не всё же бедному гаишнику отдуваться, он и так всю вину на себя берет. Даже показания меняет «на переправе», лишь бы от «невиновного человека» подозрения отвести. Вот она, настоящая любовь! А бывшая, между тем, не стесняясь переводит на муженька все стрелки, изображая из себя униженную и оскорбленную. Высоконравственный поступок, ничего не скажешь. Оно и понятно, мало того, что срок светит немаленький, так ещё и должность «кормовую» потерять не хочется.
Итак, за судебной трибуной снова обвиняемый Кучегура, который, наконец, решился пояснить, почему он перестал признавать 2 эпизода со своими махинациями по потерпевшей Шпаковой, а также вменяемую «группу».
Его показания с прошлых заседания:
В 8 эпизоде, согласно его же показаниям, Кучегура взял с гражданки Шпаковой 990 тыс рублей за «выгодную» покупку арестованных KIA Sportage 2017 года выпуска и Hyundai Solaris, 2018 год. Ни машин, ни денег потерпевшая так и не дождалась.
Спустя месяц, подсудимый пояснил, что взял вовсе не 990 тыс, а 780, и не от Шпаковой, а от некоего гражданина Посашкова, с которым был знаком заочно.
Ответами подсудимого «дирижирует» его защитник, задавая наводящие вопросы и не позволяя сболтнуть лишнего. Вообще, складывается впечатление, что допрос просчитан и отрепетирован до мелочей. Да и Кучегура явно чувствует себя уверенно, — знает, лишних вопросов не будет.
«И он мне говорит, что у него есть товарищ, от которого данная информация никуда не уйдёт. Он ему доверяет как себе. Фамилию он не назвал, но он просит со мной встречи. Я ему сказал: Ну давай в «обедечный» перерыв, чтобы мне было удобно, т. к. я не могу отклониться от маршрута патрулирования. В Старом Кировске встретимся. Мы определили встречу возле вертолётного завода. (Улицу забыл, хотя это место практически по соседству с судом, — прим. БК55)»
«Суворова», — подсказывает адвокат.
На стоянке возле ОЗГА Посашков познакомил Кучегуру со своим приятелем Котельниковым, который также работает «в полку». Последний должен был «вложиться» в предложенную сделку позже, а пока Кучегура получил 380 тыс, не пересчитывая, прямо в служебном обмундировании и был таков.
На следующий день знакомая Котельникова по имени Влада (потерпевшая Шпакова) передала обвиняемому 400 тыс 5-тысячными купюрами возле кинотеатра «Галактика». На встречу Кучегура приехал на том самом Range Rover вместе с сыном, которого должен был отвезти к родителям Весны.
«В её окно с водительской стороны постучал человек. Я его не знал, в первый раз видел, сейчас и не вспомню. Он в конверте передал ей денежные средства, развернулся и ушёл. Она закрыла окно и дала мне этот конверт. Я положил его в карман куртки, вышел с автомобиля, сел в свой и уехал заниматься своими делами», — рассказывает ровным тоном подсудимый.
При этом он вспоминает, на какие отвлеченные темы говорили, что дело было в пятницу, и даже телефонные диалоги воспроизводит дословно. А дат не помнит, хоть убей. Такая вот избирательная память.
«В этом эпизоде, я так понимал, что Шпакова — просто человек, который передаст мне денежные средства», — поясняет Алексей, утверждая что деньги взял именно от Котельникова.
Следующим, 9-м эпизодом, который Кучегура вдруг отказался признавать, был долг в 610 тыс, который он занял у Влады Шпаковой.
Деньги в размере 300 тыс, меняет свои показания Кучегура, он занял не у Шпаковой, а у того же Котельникова в мае 2019 года. Тот любезно согласился одолжиться, продал машину и привёз Кучегуре нужную сумму прямо на место происшествия. В тот день инспектор был на дежурстве и ловил какого-то пьяного водителя на дачах в посёлке Солнечном. Гражданка Шпакова тогда приехала с Котельниковым, но из машины не выходила.
«Он мне отдал денежные средства на улице возле автомобиля. И всё, руки друг другу пожали и разошлись. Я пошёл заниматься служебными делами. Он сел в автомобиль и уехал. Влада из машины не выходила. Видела ли она передачу денег, он не знает. В момент дежурства он был с тем же напарником — потерпевшим Артёмом Солодовником. Но он тоже не видел, как передавали денежные средства, поскольку находился в доме. Никаких расписок не оформлялось».
Адвокат Весны, между тем, периодически что-то шепчет на ушко своей подопечной, а та внимательно слушает и кивает. На бывшего супруга — ноль внимания, хотя тот из последних сил, практически, пытается выгородить «честную и благородную» приставшу.
«Сколько имеется у меня эпизодов по уголовному делу, я Весну никогда в курс не вводил. Она разговор никогда не слышала. Если даже вместе находились дома, я телефон ставил на авиарежим или на бесшумный. Диалогов я ни с кем из потерпевших не вёл в присутствии её. И ни в каких диалогах она никогда не участвовала. Я денежные средства никогда дома не хранил. Я всегда их хранил когда в автомобиле, когда был съемный гараж, я там оставлял денежные средства. Но домой я их никогда не приносил, и никогда она их не видела. Она не участвовала в диалоге и не в курсе вообще была».
Согласно материалам дела, потерпевший Келле утверждает, что при телефонном разговоре с Кучегурой, тот находился в машине и поставил телефон на громкую связь. И в этот разговор включилась его супруга Весна, и дословно пояснила, что 20-30 дней нужно будет для оформления документов. «Не обещай такого, если не успеешь выполнить». Однако подсудимый упорно это отрицает, повторяя как мантру, что Весна тут совершенно ни при чём.
В другой раз, по показаниям Келле, Кучегура находился дома, телефон был поставлен на громкую связь, и Келле услышал, как Весна назвала по имени сына и сказала «Если поел, то уходи из кухни».
«Это не имело место быть, т. к. у нас ребенок, два ребенка находились в р. п. Павлоградка, учились в школе, т. е. они с нами в данный момент вообще не находились. И в принципе она не могла этого сказать. И в принципе я не мог составлять разговор в присутствии её и тем более ребенка, находясь дома. Потому что я тщательно всё это скрывал», — вздыхает бывший гаишник.
Эпизод с участием подсудимой Весны, когда Кучегура в интересах Шпаковой обещаля предоставить ей Toyota Land Cruiser 200 и однокомнатную квартиру за 2 млн 900 тыс, — тоже, оказывается, фантазии обиженных потерпевших.
На самом то деле, квартиру он предложил тому же Котельникову за 1,1 млн рублей. Тот после некоторых раздумий согласился. А когда Кучегура сказал, что нужны документы, чтобы по ним якобы «провести» оформление сделки, тот сначала предложил кандидатуру Шпаковой, но потом сославшись на проблемы подруги с кредиторами, привёз документы какой-то её знакомой, проживающей за границей. Всё это было в начале августа 2019 года. Деньги и документы Котельников передал один на стоянке рядом с Управлением УФССП на Ленина.
Эпизод с Land Cruiser-ом Кучегура назвал последним в серии своих обманов. И предложил он эту псевдосделку снова Котельникову. Требовалось 2 млн, которые оказались неподъёмными для потерпевшего. Но он предложил в помощь хорошего «денежного» знакомого по фамилии Вырин, у которого можно было занять. Тот также является сотрудником ГИБДД, но работает не в полку, а «обслуживает пригородные районы».
«Ну я ему говорю, подожди я сейчас звонок сделаю, уточню, может Land Cruiser уже и нет. Для убеждения. Выждав час-полтора, я ему перезвонил и говорю: да, имеется, ещё никуда не ушёл. А так как вопросы задавались по остальному имуществу, которое я не смог ему предоставить, это автомобиль, квартира. Естественно, я не мог сказать, что нахожусь дома, бездействую, ничем не занимаюсь. Я разыграл такую картину, говорю: Я сейчас нахожусь на Ленина, возле управления судебных приставов. Ты сможешь мне туда деньги привезти? Где-то через полчаса я освобожусь».
2 млн наличными в 5-тысячных купюрах Котельников, по словам Кучегуры, передал ему там же на стоянке возле приставской управы. При этом подсудимый считает, что знакомый снова ему поверил, т. к. положение его было хуже некуда: нужно было хоть что-то возвращать из того, что он вложил.
Вырин, у которого и были заняты наличные, сам обратился за своими деньгами к Кучегуре, только когда все его схемы были уже раскрыты. Но тот перевел все стрелки на Котельникова, мол кому давал деньги, с того и спрашивай. Потерпевшая Шпакова в этом эпизоде участие не принимала.
Утверждения девушки о том, что деньги, 2 млн 900 тыс, она привозила прямиком к дому тогда ещё семейки Кучегуров и передавала лично в руки бывшей женушки, а та не стеснялась их пересчитывать, обвиняемый категорически отрицает.
«На Кузьмина передачи денежных средств за «Прадо» и за квартиру в принципе не было. И оно даже по эпизодам не складывается, не получается. Откуда такая сумма была сложена, я не знаю. Может заявленная сумма, то, что я обманул людей, была сложена из этих побуждений? Но такого факта не было».
А вот предыдущие показания Весны поддержал совсем и полностью, фактически признавая себя «козлом отпущения». Прям таки, сказочное великодушие. Или глупость?
После того, как у защитника Кучегуры закончились вопросы, подсудимый упёрся и не стал отвечать на вопросы других участников процесса, сославшись на ст 51 Конституции РФ, дающую право не свидетельствовать против себя. Хотя чего уж там. И так, всё что ни есть в деле, — всё его. И мошенничество, и долги, и будущий срок.
Однако судья всё равно предоставляет право другим сторонам попробовать опросить подсудимого, и первым вопрос Кучегуре попытался задать защитник Весны.
В материалах уголовного дела имеется скриншот, содержащий информацию о том, что Кучегура является взыскателем по какому-то имуществу, в частности автомобилю Mazda . Адвокат просит хоть каких-то пояснений, но Алексей упрямо молчит.
Теперь попытать счастье решила прокурор: «Вы самостоятельно давали показания в ходе следствия?»
«Самостоятельно. Я больше вам скажу. У меня было два следователя, которые вели уголовное дело моё. Я и одному следователю тоже самое говорил, и другому. То же, что и на суде сказал. Но ни один из следователей это не принял во внимание. Ну я и решил, что тогда будем в суде…»
На этом дело и закончилось. Поскольку подсудимый отказался отвечать на вопросы, обвинение ходатайствует об оглашении его показаний, данных в ходе следствия. Тем более что в них усмотрены «противоречия», мягко говоря. В действительности, обвиняемый вообще запел «новую песню» касательно двух эпизодов. И больше всего не повезло гражданке Шпаковой: её-то Кучегура даже за потерпевшую не считает.
Отметим, что допрашивался подсудимый в присутствии адвоката. И на следствии полностью признавал все 16 вменяемых эпизодов, и даже раскаяние выказывал.
Вот как всё начиналось.
В начале 2018 года Кучегура решил заняться продажей немаркированного табака, не уведомив об этом никого из родных. Однако денег на открытие собственного бизнеса у него не было, и тогда он решил эти деньги занять у «не имеющих отношения к делу» знакомых. Получив 1,3 млн рублей, он вложил их в «табачку», но закупщики его «обманули», и в итоге Кучегура остался без денег и без товара. Чтобы вернуть долги, он брал кредиты в банках на общую сумму более 3 млн рублей, однако отдавать их было нечем. Вот и пришла в его голову схема, по которой он собирался набрать денег у знакомых, пользуясь «хорошей репутацией». Ссылаясь на должность своей супруги, он начал предлагать потерпевшим квартиры и машины «на выгодных условиях». Те соглашались, отдавали деньги, а он раздавал ими долги, и так по кругу. Но некоторые займы были с процентами, и схема быстро дала сбой. На тот ещё момент, Юлия Кучегура, по словам обвиняемого, о его проделках ничего не знала и не помогала ему.
Жертвами мошенничества стали:
- Потерпевший Антюхов, начало апреля 2018 года. 700 тыс за Toyota Camry, была написана расписка;
- Антюхов, май 2018-го, Toyota Land Cruiser 200 за 3 млн рублей;
- Антюхов, август 2018 года, 600 тыс рублей взаймы;
- Потерпевший Солодников, лето 2018-го, 500 тыс за Toyota Land Cruiser Prado;
- Солодовников, август 2018-го, 1 млн 750 тыс рублей за Toyota Land Cruiser, в сентябре за эту же машину ещё 550 тыс;
- Потерпевший Келле, август 2018-го, 500 тыс за Toyota Land Cruiser Prado;
- Потерпевший Названов, февраль 2019 года, 2 млн за Land Cruiser;
- Потерпевший Анжуров, март 2019-го, 900 тыс, из которых 500 тыс Кучегура, однако, вернул потерпевшему. Правда при следующем допросе он сказал, что вернул только 300 тыс;
- Шпакова, март–апрель 2019 года, 990 тыс, 2 млн 900 тыс за Kia Sportage, Hyundai Solaris, Toyota Land Cruiser и квартиру, и 610 тыс в виде займа;
- Келле, апрель 2019-го за Toyota Camry 500 тыс рублей;
- Потерпевший Нургазин, с мая по июнь 2019 года, Kia Rio за 430 тыс рублей;
- Потерпевший Антипов, с мая по июль 2019 года 590 тыс;
- Антипов К., с мая по июнь 2019 года Toyota Land Cruiser за 1 млн 290 тыс рублей. Деньги были переданы рядом с домом обвиняемого;
- Потерпевший Ауталипов, конец августа 2019 года, Toyota Camry за 750 тыс;
- Потерпевший Гололобов, август 2019 года, Kia Rio за 523 тыс рублей;
- Потерпевший Алюмбаев, август 2019-го, Kia Rio за 475 тыс;
- Потерпевший Лопарев, начало сентября 2019 года, Toyota Land Cruiser за 1 млн 700 тыс рублей.
Все похищенные деньги Кучегура потратил. Во время следствия он уверял, что собирается устроиться на работу, чтобы рассчитаться со всеми потерпевшими. В июне этого года Кучегура поменял позицию, признав вину лишь частично, опровергая обвинение в составе группы.
В суде свои показания Кучегура подтвердил, но пояснить, почему сейчас не стал признавать некоторые эпизоды, не смог.
«Как мне говорилось, что я был под подпиской, всем ведь это известно. Мне говорил следователь: «Будешь сам себе противоречить или противоречить чему-то, подписки о невыезде у тебя не будет. И тут стоит задуматься, или быть, как говориться, на воле или в местах не столь отдаленных. Тем более, у меня уже со здоровьем проблемы были. Я понимал, что в местах не столь отдаленных я…».
Работая простым инспектором ДПС, Кучегура получал около 48 тыс рублей. Для жизни на широкую ногу этого, конечно же, маловато будет. Где быстро и без особых усилий получить шикарную прибавку к зарплате, гаишник смекнул, а как расплачиваться потом с долгами, — на это уже фантазии не хватило.
«Времени было много, но здоровье не позволило. Документы поданы на оформление инвалидности», — оправдывает Кучегура своё нежелание платить по материальным искам потерпевших.
Говорит, что у него проблемы с сердцем. Подал документы на «березовую в БСМП-1». Интересно, давно ли первое БСМП переехало с Левобережья в Областную клиническую больницу?
«Он болеет, нигде не работает, поэтому ему нечем возмещать ущерб», — решил вступиться за доверителя адвокат, чем вызвал дружный хохот у потерпевших.
Попытался допросить подсудимого и потерпевший Антюхов. Но адвокат подуськивал Кучегуру «не отвечай». Поэтому тот снова воспользовался 51-й статьей. Тогда потерпевший заявил ходатайство об оглашении переписки, которая показывает, что Весна была в курсе некоторых эпизодов мошенничества. Ходатайство будет рассмотрено в судебных дополнениях.
Дальше попытал удачу защитник потерпевшей Шпаковой. Но и его вопросы остались без ответа.
«Подсудимый, не совсем понял, согласно оглашенным вашим показаниям, как минимум 8 раз вы указывали мою доверительницу Шпакову, что якобы у неё лично вы получали денежные средства. Но в судебном заседании вы в корне поменяли показания, указав потерпевшими Котельникова и Вырина по этому эпизоду, исключив из потерпевших Шпакову. Вопрос: когда вы говорили правду? вы восемь раз обманывали следователя, или один раз обманули суд?»
Адвокат Весны поинтересовался какими были условия получения Кучегурой подписки о невыезде от следствия.
«Ну первоначально, когда я вернулся, после того, как скрывался от следствия, то мера пресечения была избрана только в отношении меня одного. И то, с таким условием, что с тем, что я совершил, я принял и согласился, а вот эти, как следователь назвал «маленькие нюансы», что там Шпакова, Котельников и будет там ещё кто-то… Какая тебе разница, Алексей, какая там сумма будет 990 или 780 тыс рублей? От этого твой срок не поменяется и ничего не изменится. А когда получилось так, что я прохожу по группе лиц, и человек, который не причастен к этому всему, за мной следом? Из-за этого у меня показания и изменились. Я решил, и хочу чтобы услышали правду на самом деле, кто у нас потерпевший, а кто у нас…»
«А на тот период времени, когда вам предлагалось признать вину по эпизоду Шпаковой и ей отводилась роль потерпевшей…», — начал было адвокат Весны, но картинно прикрыл рот рукой, извинился за неправильно поставленный вопрос и скромно замолчал.
Наверное, это была попытка обвинить следствие в давлении, однако обвиняемый уже подтвердил на суде, что ничего подобного с ним не происходило.
Представитель Шпаковой попросил назвать фамилии тех сотрудников правоохранительных органов, которые предлагали Кучегуре сознаваться в каких-то эпизодах.
«Оперативные сотрудники со мной не занимались. А кто из следователей вёл уголовное дело, вы лучше меня знаете», — парировал обвиняемый.
Кроме того, потерпевшая Шпакова предоставила суду документы, подтверждающие своё материальное положение, которым пыталась манипулировать защита на прошлом заседании. Адвокаты подсудимых пытались возражать, но суд приобщил все доказательства к делу.
Далее гособвинение просит исследовать переписку подсудимого Кучегуры из материалов дела, в которой он пускал пыль в глаза потерпевшим, якобы решая проблемы с приставами по обещанному имуществу. В некоторых фразах фигурирует загадочная «она», с которой обвиняемый то советуется, то подключает к разрешению вопросов. Что же эта за влиятельная дама, учтиво помогающая простому инспектору ДПС? Ежели не супруга…
Внезапно обнаружилось ещё одно доказательство — переписка Шпаковой с Кучегурой в мессенджере WhatsApp, начавшаяся 25 марта 2019 года, которая подтверждает, что Кучегура брал деньги именно у нее и перед ней же отчитывался. Судья предложил собравшимся ознакомиться с новым вещдоком и сделать себе фотокопии, на что сторона защиты не преминула высказать своё «фи». И пока все дружно толпились вокруг судейской трибуны, подсудимый понуро остался сидеть на лавочке: столько стараний, и всё впустую.
По графику на следующем заседании рассмотрение дела завершится, и суд перейдет на стадию прений сторон. Если всё пройдет быстро, то 14 декабря подсудимый скажет своё «последнее слово». И всё. Приговор. Крайний срок для его оглашения — первый рабочий день нового года.
Но, скорее всего, самый семейный праздник Кучегура встретит уже за решёткой. И с высокой долей вероятности — не один.
Продолжение следует…
Арина Репецкая
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ: