Министр обороны Сергей Шойгу принял решение о приостановке государственных испытаний атомных подводных лодок проекта «Борей» – «Александр Невский» и «Владимир Мономах» – и проведении пяти дополнительных пусков межконтинентальных баллистических ракет «Булава» из-за неудачного пуска ракеты этого типа, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на военное ведомство.
«Накануне в акватории Белого моря в ходе проведения государственных испытаний атомного подводного крейсера стратегического назначения «Александр Невский» был произведен пуск МБР «Булава» по полигону Кура на Камчатке. Ракета штатно вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полета произошел сбой в работе ее бортовой системы», – рассказал в субботу представитель управления пресс-службы и информации минобороны.
Как сообщалось ранее, «Александр Невский» должен был пополнить состав флота к середине ноября после прохождения госиспытаний, а «Владимир Мономах» – не позднее декабря 2013 г. Всего с начала испытаний ракеты «Булава», по данным «Коммерсанта», было произведено 17 пусков, семь из которых были признаны аварийными.
Как сообщают «Ведомости», в июле 2011 г. тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что «Булава» запускается в серийное производство. «Булава» полетела. Это хорошая новость. Мы точно понимаем, что в этом варианте можно запускать ракеты в серийное производство», – сказал Сердюков. «Мы добились результата, теперь можно заряжать «Булавой» АПЛ «Юрий Долгорукий», – добавил министр. А в декабре 2011-го президент Медведев заявил о том, «Булаву» вот-вот примут на вооружение.
Тут, однако, нужно прояснить, что на вооружение принимается не ракета или лодка, а т. н. ракетный комплекс. Он – основное оружие подводной лодки. Касаемо подводных лодок, тут может быть только одна строгая последовательность: сначала флоту официально передается носитель ракет, и только после этого возможно принять на вооружение его оружие – ракетный комплекс, потому что комплекс без лодки или ракеты существовать не может.
У БК55 тем не менее возникает глобальный вопрос к министру обороны – каков на сегодняшний день статус ракетного комплекса Д-30, основными элементами которого и являются «Борей» и «Булава». Принят ли он на вооружение? Если принят – то зачем приостанавливать государственные испытания лодок? Зачем назначать очередные 5 испытаний уже принятому комплексу?
А вот если он не принят на вооружение, то ситуация становится вообще любопытной. Тогда получается, что сорваны все возможные и невозможные сроки принятия комплекса на вооружение. Но тогда где ответственные? Где пресловутые «посадки»? Кто ответит за это? Ведь тогда выходит, что у нас в настоящий момент имеются три стратегических ракетоносца стоимостью десятки миллиардов каждый, которым нечем стрелять. И когда будет чем стрелять – неизвестно.
Игорь Федоров