Объявилась новая напасть, которая всколыхнёт транспортную сферу, до этого более-менее сносно работавшую благодаря невмешательству государства в её дела…
2023 год выдался для транспортной системы Омска достаточно непростым: отмены авиарейсов, проблемы с судоходством из-за обмеления Иртыша, странные и несвоевременные реформы, проводимые Дептрансом…
Последнее в особенности сильно ударило по частным перевозчикам и пассажирам, вынуждая первых уходить с рынка либо закупать новые автобусы, а вторых — добираться с пересадками из-за пропажи удобных маршрутов.
- «Это ад!»: омичи недовольны новой схемой движения маршруток, но всё ещё может измениться
- Омский дептранс остался доволен ситуаций на дорогах с введением новой маршрутной сети
- «А омичей кто-то спрашивал?» Евгений Краморов — о транспортной реформе в Омске
- Зато у нашего Дептранса всё радужно: Кормилец отчитался о том, что в Омске стало меньше пробок
Теперь же объявилась новая напасть, которая всколыхнёт транспортную сферу, до этого более-менее сносно работавшую благодаря невмешательству государства в её дела…
Речь об омском такси.
С 1 сентября в силу вступает Федеральный закон № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, который является очередной итерацией «Закона о такси».
БК55 изучил главные нововведения, на которые стоит обратить внимание:
- У водителей появится выбор из трёх возможных форм официальной работы: трудовой договор, регистрация ИП и самозанятость. На последних будут распространяться правила, действующие в отношении индивидуальных предпринимателей, но самозанятым придётся подписывать договор со службой такси.
- Всем водителям и компаниям-перевозчикам для работы потребуется специальное разрешение, выдаваемое бесплатно; любым водителям потребуется обязательное наличие полиса ОСАГО для перевозчиков, более дорогого, чем для обычных автомобилистов;
- К работе не будут допускаться водители с более чем тремя неуплаченными штрафами за нарушение ПДД; не прошедшие аттестацию на знание значимых объектов региона (населённые пункты, объекты транспортной инфраструктуры, культуры, спорта, медицинские и образовательные учреждения и др.); повторно лишённые прав или арестованные за нарушения ПДД; имеющие неснятую или непогашенную судимость.
- Службы такси будут нести солидарную ответственность с водителями, у которых не было разрешения на перевозку либо таковое было аннулировано; субсидиарную ответственность с перевозчиками-физлицами за ущерб, не покрываемый ОСАГО; полностью отвечать перед пассажирами в некоторых других случаях.
Больше всего в этом законе интересно то, что для хранения информации по всей стране создаются специальные реестры. Их три: реестр перевозчиков, реестр автомобилей такси и реестр служб заказа такси.
Вот тут мы подходим к самому пикантному месту. До вступления новых норм закона в силу остаётся меньше месяца, однако… внезапно выясняется, что есть обстоятельства, грозящие Омску ещё более серьезным транспортным коллапсом, чем создало выметание из центра города маршрутчиков-частников!
БК55 попросил эксперта в сфере пассажирских перевозок рассказать о сложившейся ситуации. Вот что нам сообщил наш собеседник.
В декабре прошлого года Госдума приняла поправки в закон № 580-ФЗ. Чтобы он работал как положено, нужно внести дополнения в наши местные законы. Насколько мне известно, все документы, поданные областным Министерством транспорта в Заксобрание, остаются лежать «на столе» с апреля — сейчас депутаты ушли на каникулы, и никто ничего, естественно, не рассматривал.
Первого числа закон вступит в силу — и такси не сможет работать без разрешений, справок, иных документов. С предпринимателями всё более-менее понятно — они как-нибудь смогут получить нужные бумаги. А как быть самозанятым? Ориентировочно две трети рынка просто не сможет выйти на линию.
Должно быть три реестра, но не работает ни один — их просто ещё не существует. Таксопарки сейчас консультируются с «Яндексом», возможно, они дадут отмашку на месяц. Заявку в такси ведь передают агрегаторы — условный «Яндекс» сам по себе лишь соединяет водителя и пассажира, передаёт навигационную информацию и формирует ценник.
Представляете, что будет, если «Яндекс», «Таксовичкофф» и другие сервисы заблокируют работу водителей? Пассажиры не смогут уехать, таксисты не смогут за ними приехать.
Не время вслепую экспериментировать с работой существующей системы. Водителям понадобятся справки о судимости, которые должны храниться в таксопарках. Ладно, с этим особых проблем не возникнет, поскольку полиция работает без перерывов и выдаёт их по графику.
Но ведь есть и такие водители, которые больше не выйдут на работу из-за того, что справку об отсутствии судимости они в силу очевидных причин вообще не получат.
А если останется только треть водителей от существующего рынка, цены взлетят в космос. В минтрансе всё прекрасно понимают, но ничего поделать не могут.
Вопрос к Минтрансу: закон был принят 22 декабря прошлого года, неужели нельзя было за это время подать документы, не прохлопав ушами сроки? Прошло 9 месяцев, за это время можно ребёнка родить. Вот так и получается: сначала мы сами создаём себе трудности, а потом героически их преодолеваем, хотя можно было просто их не допускать.
Рынок сейчас не наполнен: многие в отпусках, студенты уходят. Как быть простым людям?
Из всего вышеуказанного складывается ощущение, что если власти срочно не вмешаются, то последствия будут, мягко говоря, неприятными.
БК55 будет следить за развитием событий.
Павел Астремский