Кроме ФАС, всю цепочку ее создания станут отслеживать Роскомнадзор и налоговая. Как избежать штрафов?
С 1 сентября всем, кто занимается рекламой — в том числе блогерам, придется особенно тщательно следить за отчетностью.
Если раньше соблюдение Федерального закона «О рекламе» мониторил только ФАС, то теперь всю цепочку ее создания вдобавок станут отслеживать Роскомнадзор и (опосредованно) налоговая.
Гендиректор юридической компании «Интел-сервис консалтинг» Елена Чепко подробно рассказала БК55, какие произошли изменения, об их плюсах и минусах:
«С 1 сентября 2023 года начнут действовать поправки в КоАП РФ, которые предполагают «ответственность рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем» за неисполнение новых положений Федерального закона «О рекламе».
Напомню, что 1 сентября 2022 года в ФЗ «О рекламе» внесены изменения об обязательной маркировке размещаемой в интернете рекламы.
Их цель — обеспечить прозрачность всего пути создания рекламы, начиная от заказчика до публикации.
Все это теперь будет отображаться в ЕРИР (едином реестре интернет-рекламы) — доступ к информации из реестра получат участники рекламной цепочки, а также ФАС, ФНС и Роскомнадзор.
Под действие нового Закона попадают все виды интернет-рекламы — контекстная, таргетированная, медийная, нативная, а также возмездная и безвозмездная.
Подлежать маркировке будут также:
— SEO-статьи и арендные ссылки, поскольку используются для продвижения, в том числе по поисковым запросам.
— Гиперссылки, UTM-метки или QR-коды, если опубликованы, чтобы привлечь внимание к объекту рекламирования и сформировать или подогреть к нему интерес.
— Ссылки-кнопки, поскольку работают как рекламные баннеры.
— Показ продуктов в качестве реквизита или на заднем фоне (продакт-плейсмент), голосовое и словесное упоминание продукта в «авторском произведении».
Теперь о том, что из себя представляет маркировка интернет-рекламы.
Ее процедура — это три основных действия до её распространения в сети интернет:
— присвоение уникального цифрового обозначения, именуемого «Идентификатор» или «Токен»;
— проставление соответствующей отметки «реклама»;
— обязательное указание на то, кто является рекламодателем (либо указание ссылки на интернет-страницу, которая содержит информацию о рекламодателе).
Саму информацию о рекламе (рекламодатель и распространитель) обязаны передавать новому участнику — ОРД (оператору рекламных данных) для последующего внесения данных о рекламе в ЕРИР.
Сведения, подлежащие внесению в базу данных ЕРИР:
— ИНН всех участников сделки;
— информация о финансовой стороне контрактов;
— информация о креативе (макеты, охватываемые площадки, участники цепочки);
— статистика рекламной кампании спустя 30 дней после запуска.
Отмечу, что с 1 сентября 2023 года за несоблюдение порядка работы с рекламой предусмотрены значительные административные штрафы — за два вида правонарушений.
К первому правонарушению относится непредоставление, либо предоставление неполной (недостоверной либо неактуальной) информации о рекламе.
Для граждан штрафы от 10 до 30 тыс. руб., для должностных лиц и малого бизнеса от 30 до 100 тысяч, средний и крупный бизнес может поплатиться суммами от 200 до 500 тыс. руб.
Второе правонарушение выражается в распространении рекламы в интернете без маркировки либо нарушение требований к ее размещению.
Здесь штрафы для граждан от 10 до 30 тыс. руб., для должностных лиц и малого бизнеса — от 100 до 200 000 тысяч, для среднего и крупного бизнеса от 200 до 500 тыс. руб.
Повышенный размер штрафных санкций за нарушение порядка работы с Роскомнадзором установлен для операторов рекламных данных (ОРД).
Так, должностных лиц, предпринимателей и малые предприятия могут оштрафовать на сумму от 100 до 200 тыс. руб., а средние и крупные компании- от 300 до 700 тысяч.
Можно прийти к выводу, что изменения коснулись не только бизнес-сообщества, но и интернет-блогеров, а также всей рекламной информации, размещаемой в социальных сетях.
Это делает работу в соцсетях с рекламой и более прозрачной, и все больше и больше подконтрольной государственным надзорным ведомствам (Роскомнадзору, ФНС, ФАС).
А теперь самое интересное — как избежать штрафов.
Мои рекомендации бизнесу:
1. Проанализировать всю рекламу на предмет ее относимости к новым требованиям и маркировке, а также к рекламе в принципе.
2. Проанализировать действующие договоры на предмет исключения в них правовых рисков.
3. Особое внимание уделить содержанию договоров с рекламными агентствами. Рекомендую отразить в договорах обязанности рекламных агентств по внесению сведений в реестр (ЕРИР), а также маркировки рекламы.
4. При выявлении правовых рисков в уже заключенных договорах, внести в них соответствующие изменения.
5. Отслеживать разъяснения Роскомнадзора, иных органов на предмет применения изменений к рассматриваемому закону.