Работа, которую не воспринимаешь, как работу.
БК55 продолжает серию интервью с творческими омичами, превратившими хобби в дело своей жизни. На этот раз корреспондент БК55 пообщался с Юлией Годзиной, создателем авторских украшений из эпоксидной смолы и хозяйкой мастерской «ОРЕТРЕНД».
— Юлия, а чем вы занимались до того как занялись созданием украшений?
— Раньше я работала в школе учителем начальных классов. Проработала три года. С детства любила заниматься рукоделием и таким образом с помощью создания украшений каждые выходные я отдыхала от основной работы. Так вот потихонечку эпоксидная смола вошла на постоянной основе в мою жизнь.
— А давно вы ушли из школы?
— Больше года назад.
— И сразу ушли в такую творческую авторскую сферу?
— Созданием украшений я занималась параллельно и поняла, что с этим можно работать, что это интересно людям, что такого рода украшения сейчас набирают популярность.
Мне это приносило особое удовольствие, успокаивало. Я ждала пятницы, чтобы вечером сесть и начать лить. У меня тогда было специально оборудовано место. Сейчас уже целая мастерская, где я занимаюсь этим и провожу мастер-классы.
— Какие были ваши первые работы?
— Первые работы вообще не были похожи на те, которые у меня сейчас. Особой композиции не было, я не знала, что такое дегазация, шлифовка, полировка. Просто заказала рамочки металлические и в них залила смолу.
Это был кулон и колечко — первые работы. Сейчас, конечно, сравниваю качество — очень значительно выросло.
Потом уже пробовали на 3D печати делать формы силиконовые. Я тогда не знала, что они вообще существуют и первую печатал мне мой муж. Пробовали делать подручными способами.
Ошибок было море, потому что не было знаний. Потом я уже купила специальный учебник и подробно начала все изучать.
— Что самое сложное в работе с эпоксидной смолой?
— Самое сложное, наверное, это сама обработка изделия. То есть, когда уже залито изделие и достаешь его из формы или из молда силиконового, то там есть какие-то острые части, дырочки. И нужно вот эти острые части все сошлифовать. Я это все делаю руками, наждачной бумагой — тремя штучками, — чтобы они были ровными, но на это уходит огромное количество времени.
Если изделие сложное, на шлифовку только одного может уйти два, три часа времени.
Полировка — это уже малая часть процесса.
Я бы сказала, что качество изделия, главным образом, будет зависеть от шлифовки, насколько хорошо это будет сделано, насколько все будет ровно и гладко. От этого зависит и прозрачность, и гладкость изделия.
Ну и первый этап — дегазация, когда нужно убрать все пузырьки. Это делать гораздо легче, но он тоже самый такой, ключевой момент.
— Вы создаете только украшения?
— Стараюсь не распыляться сильно. Хотя бывают заказы, которые не касаются украшений и эпоксидной смолы. Например, я делала блокнот сухоцветами — это такие интересные, специальные заказы. Но я стараюсь этим сильно не увлекаться, чтобы всю энергию направлять в одно русло и качественно делать одну категорию.
Из эпоксидной смолы делала еще гребни, заколки, брелоки — попробовала несколько штучек ради интереса, но сильного интереса у меня это не вызвало.
Вообще смола очень универсальна, она и в стройке используется, и при создании столов, картин. То есть, можно вообще по-разному ее использовать.
Много мастеров делают из смолы столы. Но это, скажем так, уже не моя категория, это для тех, кто занимается крупными заливками.
— Какие материалы вы используете при создании украшений?
— Первое, конечно, это сама смола эпоксидная. Ее называют еще ювелирный, потому что она для маленьких заливок, а не для столов или картин.
Самое любимое мое это, конечно, цветы, потому что никакая форма не даст такой красоты, как сама композиция из цветов, трав, их сочетания. Ты видел их летом, а зимой, к примеру, их трогаешь, заливаешь, и это очень приятное ощущение.
Также сейчас работаю с сочетанием смолы и дерева — у них вообще стиль другой. Они более легкие, более строгие где-то.
— Какие цветы вы используете в украшениях чаще всего?
Чаще всего, наверное, я использую жемчужницу — белый цветочек такой. Васильки — они очень популярные. Я бы сказала, что людям нравится видеть знакомое, поэтому васильки так популярны.
Еще ромашки часто использую.
— Вы сами собираете цветы для своих украшений?
— Иногда сама, но в основном у меня собирает моя бабушка.
У свекрови летом очень много цветов и у меня есть возможность собирать что-то у нее на грядках и клумбах.
Но какие-то цветы, конечно, я заказываю. То, что у нас в Омской области, к сожалению, не растет. Это, например, лютик махровый, какие-то интересно окрашенные гортензии, незабудки, астранции.
Необычные ракушки, кстати, тоже.
— Я так понимаю, что семья вас активно поддерживает?
— Семья очень поддерживает.
Вот вообще у меня семья учителей. Все женщины, мама, бабушка, прабабушка — все были учителями, и я тоже пошла по их стопам. Но в какой-то момент я стала понимать, что развития как личности и какого-то профессионального роста в школе у меня не получится. Чтобы меня все устраивало, мне нужно двигаться куда-то дальше, делать что-то для души.
Семья это тоже понимала и они меня поддержали. К тому же, у меня неплохо выходило.
В первую очередь, конечно, меня поддержал муж, настроил, что все будет в порядке, я могу увольняться, развиваться и заниматься своим делом. Я сама изначально вообще не верила в то, что у меня получится, что все это вообще будет продаваться.
Но он относился к этому по-другому и оказался прав — все получилось.
— Теперь это стало для вас работой, от которой всегда получаешь удовольствие?
— Это для меня такое приятное и полезное дело.
Правильно говорят, что когда человек работает с удовольствием, то это не будет казаться чем-то сложным и заставлять себя точно не придется.
— А как происходит процесс создания украшений? С чего начинается? Это ведь творчество, мне кажется в первую очередь нужно вдохновение, а потом уже усидчивость и внимательность.
— Вы правы.
Конечно, в первую очередь должно быть настроение, желание делать. Иначе просто ничего не будет получаться. Я уже понимаю, замечаю за собой, что если что-то не так, лучше даже не начинать делать.
Конечно, что-то без настроения можно делать, например, шлифовать. Но именно сама «начинка» из цветов, композиция, в которой отражается настроение и в которой состоит главная ценность, это определяет дизайн самого украшения.
Это очень важно.
— В чем уникальность ваших украшений? Что вы в них вкладываете?
— Я часто слышу на ярмарках, что у меня очень теплые украшения. Я думаю это потому, что я всегда делаю украшения с душой, без этого ничего бы не получалось.
Душа человека отражается в любом его изделии. Иногда смотришь на изделие и понимаешь, какой характер у человека. Не знаю, может быть не у всех.
— А это всегда импровизация или есть, допустим, какие-то задуманные идеи, серии, коллекции?
— В основном да, импровизация. Чаще всего идеи рождаются в процессе, заранее сложно угадать. Поэтому все работы разные.
Бывает так, что есть похожие работы. Например, где один цветок, например, только васильки, или только ромашки, с этим попроще, тут особой композиции нет. А бывает именно целая картинка, лесные композиции.
Людям, к примеру, очень нравятся композиции с грибами, вот они никогда не получаются одинаковыми.
Я вообще не сторонница делать одинаковые работы. Сама фишка в том, что они не должны быть похожими и вся суть, что изделие уникальное и единственное в своем роде.
— А тематические работы бывают?
— Тематическими, наверное, можно назвать работы по временам года.
Осенью у меня складываются именно осенние работы — с осенним привкусом, так скажем. Летом более яркие работы. Весной душе хочется нежности и нежные работы.
Отдельно была еще морская тематика, с ракушками.
— А у вас есть личные фавориты среди ваших работ?
— Я очень люблю работы с грибочками. Вот эти лесные композиции, почему-то мне больше всего западают в душу. Я сама люблю лес, травы, цветы.
— Насколько я знаю, вы ведь берете и индивидуальные заказы?
— Конечно. Часто бывает, что на ярмарке что-то кому-то понравилось, но хотелось бы немного не так. Я предлагаю сделать по запросу и уже после ярмарки мы отдельно связываемся, согласовываем пожелания, предпочтения.
Но мне больше нравится, конечно, делать от себя, а не на заказ. В заказе ты всегда ограничиваешь себя каким-то сроком, понимаешь, что тебе нужно сделать не так, как ты это видишь, а как видит клиент. Тут немножко, конечно, не совсем бывает комфортно.
— Я так понимаю, что у вас часто заказывают из других городов?
— Да. Чаще всего, наверное, если не считать Омск, из Москвы и Краснодара. Но омичи, конечно, на первом месте.
— Мне кажется, что сейчас, по сравнению, к примеру, с 10 лет назад, к украшениям такого рода, к хенд-мейду, гораздо больше и внимания. Нет такого?
— Пожалуй да, сейчас люди больше как-то расположены к хэнд-мэйду. Появилось много ценителей, тех, кто видит, что это все создано руками человека и в единственном экземпляре. Я думаю, сейчас устали уже люди от шаблонности, от однотипности, многим хочется именно чего-то супер интересного и уникального.
— Хенд-мейд, как правило, продают именно на ярмарках. Вы работаете также?
— В основном, да. Я очень часто хожу на ярмарки и продавать свои изделия я начала именно там.
Мне нравится, что на ярмарках есть возможность пообщаться с людьми и понять, что им хочется видеть, как они относятся вообще к таким изделиям, понять саму психологию общения с клиентами.
Исключительно по ярмаркам я, наверное, ходила около года, а затем поняла, что мне нужна еще какая-то площадка, помимо моего сообщества вконтакте и инстаграма. И в ноябре 2023-го года у меня получилось выйти на Озон, а следом и на Яндекс Маркет. Сейчас я рассматриваю новые площадки, но стараюсь, конечно, онлайн развиваться. Всегда нужна альтернатива. Кроме того, сейчас люди все больше общаются онлайн, ищут товары через интернет, через телефон.
— Не так много мастеров хенд-мейда решаются выйти на какие-то онлайн-платформы и сервисы. Как думаете, почему? У вас таких проблем не возникало?
— Мне кажется, что это, наверное, больше страх или незнание чего-то.
Потому, что когда начинаешь разбираться, все четко посчитаешь, все комиссии или, если участвуешь в каком-то продвижении, тоже нужно учитывать стоимость, если все эти факты разобрать четко и понимать, то проблем не будет.
В основном, наверное, боятся те, кто просто не пробовал.
Это лишним не будет, я считаю. Сейчас, к примеру, у меня особо ярмарок нет, но эти сервисы дают мне такой дополнительный трафик. Доход бывает большой, бывает не очень, но я думаю это нормально.
— У вас сейчас есть в разработке какие-то планы на будущее, идеи, проекты?
— Вообще я всегда за что-то новое, открытия, новые знания. Вообще хотелось бы еще где-нибудь поучиться именно в плане развития своего дела. Чувствую, что мне еще нужны знания. Я обучалась в школе предпринимательства для самозанятых, там тоже хорошие знания, базовые, но мне еще чего-то не хватает.
Хотела бы побывать на какой-то крупной ярмарке, может даже в других городах, это очень интересно. Пока побывала только на одной такой — сравнила омские ярмарки и как они проходят в других городах. Очень интересно сопоставить, побывать везде.
Ну и, конечно, развитие онлайн, обучение. Я над этим уже работаю, но нужно понимать, когда действительно я буду готова запускать какой-то свой курс. Сейчас, наверное, я еще не на той стадии. Нужно тоже к этому прийти.
Все фото из личного архива Юлии Годзиной