Новый глава Омского района Геннадий Долматов дал БК55 свое первое интервью, в котором рассказал об однопартийцах-соперниках в избирательной гонке, о земляке Викторе Назарове, а также о планах по развитию района.
- Геннадий Геннадьевич, из 77 тысяч избирателей района за вас проголосовало всего 10 тысяч человек, что при явке в 18,7% оказалось достаточным для победы. Формально выборы признаны легитимными, но как вы считаете, есть ли у вас моральное право управлять районом, имея такую поддержку населения?
- Конечно, можно по-разному к этому относиться. Но это волеизъявление граждан. Они имели право прийти и высказать свое мнение на участке. Кто-то это сделал, кто-то по разным причинам не сделал. Но явка действительно низкая. По социологии в выборах должны были принимать участие порядка 46% населения. Но не пришли. Люди устают от выборов. А по поводу морального права. Знаете, так можно все под сомнение поставить. У нас никогда не было на выборах 100% явки. К тому же по динамике опросов результат был тот же самый, что в итоге на выборах получился. Поэтому в целом считаю, что у меня нет моральных оснований упрекать себя, что из-за низкой явки я не могу возглавить район. Такого нет. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить людей, проголосовавших за меня.
- Вы, как и бывший глава Омского района, а ныне министр образования Алексеев, пришли во власть из сферы образования. Более того, работая в райсовете, взаимодействовали с ним. Можно вас считать его человеком?
- Наверное да. Мы работали вместе. Во многих вопросах спорили, но в рамках конструктивного диалога. То, что мы являемся членами одной партии, ставили себе одни задачи. Если в этом плане рассуждать, то да.
- Он предложил вам баллотироваться на пост главы?
- Партия предложила, а я принял решение. Те задачи, которые стоят перед районом, мне известны, и не хотелось, чтобы в районе начались непонятные движения. Район и без того непростой.
- На праймериз вы стали вторым, уступив однопартийцу Николаю Дрофе, который впоследствии снял кандидатуру по состоянию здоровья. Это был заранее намеченный сценарий, политтехнологии или стечение обстоятельств?
- Конечно, это стечение обстоятельств, а не работа политтехнологов. Больше того, в августе после праймериз, где я не победил, я перешел на другую работу в холдинге. Если бы я ставил задачу всеми способами победить, надо полагать, я не пошел бы по карьерной лестнице на предприятии, а прилагал бы усилия в политике. Если так случилось, что человек (Дрофа - БК55) заболел, мы как коллеги понимаем, что работать кто-то должен. И я был вынужден принимать решение.
- Когда Дрофа снялся с выборов, как нам известно, многие главы поселений восприняли вас в штыки, называли ставленником губернатора, а Дрофу, наоборот, своим. Как вам удалось добиться их поддержки?
- На первом этапе да, были такие эмоциональные высказывания глав населения. Потом восторжествовал здравый смысл. Ну какой я чужак, если работаю здесь уже 11 лет?! Два с половиной года работаю председателем райсовета. Они меня знают. Конечно, то, что Николай Валентинович (Дрофа) по состоянию здоровья ушел, стало для них неожиданностью. Я считаю, это просто эмоциональный момент. Мы встречались неоднократно, достаточно откровенно разговаривали с ним. Я объяснял, что зря они смотрят на меня как на врага, потому что мы единомышленники. На сегодняшний день со всеми главами у меня выстроены конструктивные отношения.
- Ваш однопартиец Игорь Крицкий был снят с выборов по решению суда. При этом бытует мнение, что он был единственным, кто мог составить вам конкуренцию. Это и есть административный ресурс?
- Я знаю точно, что партия «Единая Россия» к этому отношения не имеет. Крицкий снимался по суду, и я даже не знаю, кто инициировал этот процесс, мне было не до этого. Что касается конкуренции, то согласно социологии, которую мы проводили, он отставал от меня достаточно сильно.
- Геннадий Геннадьевич, вы сказали, что родом из Большеречья, собственно, как и губернатор Виктор Назаров. Вы знакомы с ним, этот факт повлиял на ваше выдвижение?
- Не знаю, может я многих разочарую, но до этого я с губернатором не общался. Косвенно, когда еще работал в училище №14, у нас была котельная на газе и я работал с его заместителем в «Межрегионгазе». Личного контакта с Виктором Ивановичем не было, просто необходимости такой не было. Познакомился с ним будучи уже кандидатом на должность главы. Думаю, он оценивал мои профессиональные качества, а не землячество. Конечно, то, что мы с одного района, неплохо, скорее даже хорошо, но губернатор все-таки делает ставку на профессионализм.
- Хорошо. Теперь вы избранный глава Омского района. Какие изменения ждут район, начнете наверное со смены команды?
- Кадровые перестановки естественно будут. И структурные, и персональные. В этом есть очевидная необходимость. Должны прийти люди, которым я доверяю, с которыми комфортно работать. Многие вещи предстоит перестраивать, в том числе структурные.
- Какой будет новая структура?
- Об этом можно много говорить, но на предварительном этапе производится оценка. Конечный формат пока не хотелось бы озвучивать, поскольку он может измениться. В целом будут развиваться институт самоуправления, институт представительных органов. Не исключаю, что некоторые должности моих заместителей будут просто сокращены, функционал будет перераспределен, особенно в области имущественных отношений, поскольку эта сфера наиболее проблемная в районе. Здесь мы сталкиваемся с колоссальной бюрократией. Эту систему нужно полностью перестраивать. Должен быть открытый документооборот. Каждый человек должен четко понимать, что он должен сделать, чтобы оформить землю в аренду или собственность. Пока мы здесь западаем. Настолько, что слово чиновник стало ругательным в Омском районе. Сколько человек будет сокращено, пока я сказать не могу.
- Каким будет ваше первое решение после инаугурации?
- Формирование команды - то есть кадровые назначения.
- А из предвыборных обещаний что первым исполните?
- Давайте начнем с того, что я ничего никому не обещал. На встречах с людьми я об этом прямо говорил. Да, есть задачи и ряд проблем. Да, есть источники для получения дополнительного финансирования, и, если этот ресурс удастся привлечь, можно будет решать поставленные задачи. Среди них - дорожная инфраструктура, ЖКХ, водоснабжение, которое вообще не развито. На всех встречах эта проблема поднималась. Я обещал, что эти задачи будут решаться, но что на следующий день после выборов свалится манна небесная, такого не было. Другой вопрос - наказы избирателей, мы приняли их более пяти тысяч. Сейчас из них формируется единый банк данных. Не могу сказать, кому именно будет оказана помощь в первую очередь. Скажу так: мы пойдем по пути наименьшего сопротивления - тот наказ, который решить проще, будет реализован быстрее всего. Потому что есть запросы, которые требуют принятия программ. Например, дорога или водоснабжение, которые предусматривают систему локальной очистки.
- Есть ли у вас стратегия развития района? Помните, у Леонида Полежаева был свой «План». Виктор Назаров заказал стратегию развития региона у специалистов Сбербанка, мэр Омска так же озвучивает пункты стратегии развития города. Кто будет делать стратегию развития Омского района?
- Концептуальную стратегию развития мы будем делать самостоятельно. Все-таки концепция уже ясна. А вот внутри концептуальной части, там, где требуется глубокое изучение экономических процессов, бизнес-процессов, сначала нужно провести анализ имеющихся слабых и сильных сторон. Как, например, в отрасли ЖКХ. Она, к сожалению, сегодня экономически не эффективна. Потому что мы не можем ею управлять - у нас нет соответствующих регламентирующих документов. Система неэффективна еще и потому, что мы финансируем ее по остаточному принципу. В том плане, что сначала формируются некие долги, а потом мы их благополучно гасим. То есть абсолютно экономически не считаем, какие территории сегодня провальные, где мы несем наибольшие убытки. Анализа нет. Мы усредняем тарифы, население от этого страдает. Люди не понимают, почему, например, стоит хорошая котельная, работающая на газе, а они платят большие деньги. Они спрашивают это, причем совершенно справедливо. Мы должны вывести эту отрасль в зону чистой экономики. Те тепловые компании, которые оказывают услуги, должны не быть потребителями, а вкладывать свой ресурс в том числе и в текущий ремонт, и в подготовку котельной к сезону, и так далее. Мы порядка 20-30 млн. рублей тратим в год только на погашение задолженностей тепловых компаний. Этого все равно недостаточно, и они банкротятся. Мы, конечно, должны заниматься модернизацией отрасли, а до этого времени субсидировать отрасль. Но не просто гасить долги, а оценить поселения на эффективные и не эффективные и субсидировать в те районы, которые в этом нуждаются, в районах, где компании несут убытки.
- Сразу возникает два вопроса. Во-первых, не получится ли так, что вот эти экономически отстающие районы при такой системе придут в полное запустение?
- Нет. С точки зрения экономики именно так и произойдет. Но это совершенно нормальный процесс. Этого бояться не нужно. Я же говорю про субсидирование. Вот те районы, где до модернизации экономика провальная, мы будем точечно субсидировать. Будем понимать, что если направили, условно говоря, миллион рублей, мы знаем точно, что на следующий год мы проведем модернизацию котельной и там экономика выровняется.
- И второй вопрос. Если на бизнес ложатся дополнительные расходы, в данном случае по модернизации котельной, то эти деньги должны быть кем-то восполнены, например, населением через увеличение тарифов?
- В целом мы на тарифы повлиять не можем. Уже три года как федеральное законодательство напрямую определяет, что компания, оказывающая услуги в сфере ЖКХ, может самостоятельно защищать тарифы в РЭК. Поэтому говорить о том, что тариф будет снижен или увеличен, я не могу. А вот повлиять на себестоимость мы можем, поскольку мы имеем муниципальные котельные и можем просчитать эффективность каждой. Там, где у нас зона эффективная, - тарифы должны быть в соответствии с рынком, а там, где тарифы могут быть завышены, - разницу мы будем субсидировать, чтобы нагрузка не падала на плечи населения.
- Мы неоднократно писали, что в Омском районе, как самом близком к городу, много жалоб на коррупцию в сфере земельного вопроса. Как вы планируете решать эту проблему?
- Я бы сказал, что там в целом имущественный весь комплекс западает, не только земля. Земля - это просто один из наиболее ликвидных инструментов, который существует. С точки зрения коррупции, я считаю, что этим должны заниматься правоохранительные органы. Но с точки зрения бюрократии и проволочек, эти процессы могут быть связаны. Эту систему однозначно нужно ломать, всю перестраивать. Как структурно, так и нормативно. Это абсолютный факт. То, что сегодня происходит в Омском районе в имущественном комплексе, - нужно проводить серьезную ревизию. И на уровне сельских поселений и на уровне муниципальных районов.
Справка:
Геннадий Геннадьевич Долматов родился в Большеречье в 1972 году, где получил среднее образование. Окончил Омский Аграрный университет по специальности «Зооинженер», после которого вернулся в Большеречье и работал зоотехником в сельском хозяйстве. Далее был назначен директором Центра педагогической и медико-социальной реабилитации детей Большереченского района. С 2001 года работал директором ГОУ НПО «Профессиональное училище №14» Омского района. В 2004 году окончил Омский государственный педагогический университет по специальности «Менеджмент организации». С декабря 2007 года возглавил БОУ СПО «Омский механико-технологический техникум». 14 марта 2010 года избран депутатом Омского района Омской области, далее избран председателем Совета Омского муниципального района. Параллельно с 2011 года – генеральный директор ООО «Лузинское молоко» (структура «Омского бекона»). 10 августа 2012 года назначен на пост генерального директора более крупного холдингового предприятия ООО «Лузинское зерно». 14 октября 2012 года избран главой Омского муниципального района.
Офицер запаса, дважды женат, имеет троих детей.
Владимир Червонящий