Березин рассказал, что омские ученые придумали, как можно использовать 65 млн. тонн золы от сжигания омских ТЭЦ — зола в сельском хозяйстве может повысить продуктивность омских маломощных почв.
- Действительно Омск первым в мире получил такие результаты?
- Мы занимаемся этими исследованиями лишь с 2009 года по предложению ОАО «ТГК-11». Навели справки: за сотни лет сжигания угля ни один ученый в мире не предложил использовать золошлаковые материалы в целях повышения плодородия почвы. Неужели мы самые грамотные в мире? Это, конечно, под сомнением (смеется).
- В чем суть изобретения?
- Зола — это обычный обожженный грунт без элементов питания для растения. Поэтому зола не может быть удобрением, которое увеличит урожайность. Однако мы совместно с лабораторией микробиологии СибНИИСХоза и лабораторией химии Института переработки углеводородов исследовали отходы шинного производства, которые по структуре напоминают золошлаки (пористые, пылевидные и пр.). И по итогам этой работы в мае 2013 года Роспатент решил выдать нам патент о том, что при внесении в почву химических инертных пористых сорбирующих веществ за счет активизации почвенной микрофлоры, перерабатывающей растительные остатки, в ней может накопиться до 30 кг на гектар необходимых растениям нитратов, которые содержатся в стандартной норме азотных удобрений для зерновых. То есть внесение золы активизирует микрофлору, которая начинает вырабатывать элементы питания для растений, если мы вначале дадим им немного органического удобрения вроде соломы или навоза.
- То есть зерновые хорошо отреагируют и на золу с ТЭЦ?
- Опыты на микроделянках показали, что зерновые культуры при определенных условиях могут дать прибавку урожая при внесении более одной и менее 20 тонн золы на гектар (оптимально - от 2 до 6 тонн). Хотя, конечно, полное минеральное удобрение дает прибавку больше, чем зола. Но зола может быть выгодна экономически, учитывая разницу в стоимости золы и обычных удобрений.
- И что дальше?
- Необходимо повторное глубокое исследование — мы взяли золу только с поверхности, а в толще золошлаки могут быть другими. Стоит изучать все отвалы Омска. Теперь у нас есть теоретическая основа для утилизации отходов и шинного завода, а потом и золошлаковых отходов омских ТЭЦ.
Борис Куркин