Казахстан, Россия и Китай провели предварительные переговоры о заключении трехстороннего соглашения по использованию реки Иртыш для грузоперевозок, В развитии его транспортно-логистического потенциала заинтересованы Китай, Россия, страны Центральной Азии, а также страны Европейского Союза. Китай, в рамках инициативы «Один пояс, один путь», активно инвестирует в инфраструктурные проекты. Россия заинтересована в укреплении транзитных маршрутов, а ЕС рассматривает Казахстан как важное звено в альтернативных путях доставки товаров из Азии.
Безусловно, Россия заинтересована в открытии судоходства на Иртыше. Иртыш в долгосрочном плане рассматривается как инструмент для широкого экономического проникновения в Китай для расширения рынков сбыта продукции и для получения доступа к самому емкому рынку в мире. А Китай, в свою очередь, рассчитывает получить доступ к быстрорастущему рынку и расширить экономические связи с Казахстаном и Россией.
Существует масса доводов в пользу необходимости возобновления давнего торгового пути по Иртышу, потому что перевозка грузов речными судами по-прежнему дешевле, чем автомобильным или железнодорожным транспортом. Иртыш протекает по территории Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) и это — единственный водный поток, который открывает Китаю выход в Северный Ледовитый океан.
В 2000 году правительство КНР утвердило стратегию масштабного освоения Западного Китая, в связи с чем к 2030 году планируется увеличение населения СУАР с нынешних 25 миллионов до 100 миллионов человек. В инициативе «Пояс и путь» Синьцзян-Уйгурскому автономному району отводится особая роль, поскольку регион граничит с 8 странами и имеет тесные экономические связи со странами Центральной Азии и Казахстаном, превратившись в транспортно-логистический, торговый, культурный, научный и образовательный центр «Пояса и пути».
На сегодняшний день СУАР остается основным внешнеторговым партнером центральноазиатских стран. Крупнейшим внешнеторговым партнером СУАР является Казахстан (более 50 процентов товарооборота). Воды Иртыша, в которых заинтересованы наши соседи, смогли бы стать стабильным и мощным вливанием в Российскую и Казахстанскую экономику. Однако из-за отсутствия межгосударственных договоренностей в части развития речного судоходства, в частности по Иртышу, объемы перевозок сегодня не столь значительны. Хотя грамотное использование Иртыша вызовет бурное развитие экономики России и Казахстана. Бюджеты государств дополнительно могут получить несколько миллиардов долларов.
Как пример, город Чикаго, расположенный на берегу озера Мичиган. Сегодня это второй по экономическому значению город США. И хотя он расположен в континентальной Америке, отрезан от океана расстоянием около 1 000 километров, благодаря судоходству по реке Святого Лаврентия и выходу в Атлантический океан Чикаго стал одним из крупнейших морских транспортных портов США. К примеру, оборудование для крупнейшего в СССР мясокомбината поставлялось в Семипалатинск из Чикаго по Атлантическому и Ледовитому океанам, а затем — по Иртышу! В 50–60-е годы ежегодно в навигацию перевозилось по 500–650 тысяч тонн грузов. А в 70–80-е внутренний речной транспорт перевозил по Иртышу до 9 миллионов тонн грузов.
В 2023 году Президентом РФ В. Путиным поставлена задача по развитию Северного морского пути. Развитие Северного морского пути входит в число приоритетов. Об этом глава государства заявил, выступая с Посланием Федеральному Собранию: «Северный морской путь становится более эффективным, чем Суэцкий канал. Там в разы экономика перемещения грузов увеличивается»! Президент также отметил, что Северный морской путь все больше открывается для судов в разное время года, однако ледокольный флот будет необходим еще долгое время. Он (Северный морской путь) в связи с изменениями климатического характера открывается на достаточно длительное время, по нему уже идут и торговые суда.
Соответственно, с учетом всех прямых потоков товаров, косвенных коммерческих и социальных проектов общая сумма денежного потока в обе стороны за следующие пять лет может составить 1-2 трлн рублей, имея огромное значение для развития нашей страны. Но самое главное: существенная часть данных средств и процессов может проходить через наш регион! Если все делать правильно, Омск за 5-10 лет может стать одним из самых передовых и развивающихся регионов РФ. Главное, у нас будут созданы новые рабочие места, которые дадут новые налоги, что поспособствует благоустройству и развитию Омской области.
В рубрике «Прогнозы и версия недели» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.


Сергей Кондаков, общественный деятель, аналитик

































































































