Новости. Омск

Новый бюджет России: более военный, менее социальный

В Госдуме в пятницу началось чтение бюджета России на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. По традиции последних лет, больших проблем с принятием документа не предвидится, но дискуссия обещает быть жаркой. Правительство сокращает часть социальных расходов, увеличивает военный бюджет и секретит беспрецедентно большую долю трат - почти четверть.

Главное, что бросается в глаза, существенное сокращение расходов на образование, медицину и жилищно-коммунальное хозяйство. Финансирование образования в 2014 году сократится на 88 миллиардов рублей (то есть на 12,9% от уровня 2013 года), здравоохранения - на 44,3 миллиарда (8,6%), а ЖКХ - на 36 миллиардов рублей (23,7%).

Зато увеличиваются расходы на национальную оборону, причем стремительными темпами: за три года на 1,27 триллиона рублей (40 миллиардов долларов), то есть более чем на 60%. В общей сложности в 2016 году на поддержание своей безопасности страна потратит 106,4 миллиарда долларов.

С американским военным бюджетом, который в этом году составил почти 550 миллиардов долларов, это, конечно, не сравнится, но на фоне сокращения выплат по ключевым социальным статьям многим экспертам кажется странным.

«Безусловно, наша страна обречена на высокие оборонные расходы. Любая страна с такой территорией и таким количеством приграничных стран вынуждена иметь значимые военные расходы», - рассуждает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

«Но вопрос не столько в величине расходов, сколько в приоритетности. Почему расходы на оборону увеличиваются, в то время как другие расходы по значимым социальным статьям сокращаются?» - удивляется он.

Чистый «креатив»
Если не брать в расчет политические соображения, то с чисто экономической точки зрения перераспределение ресурсов в пользу ВПК не приносит экономике пользы, констатирует директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.

«Оборонные отрасли, как правило, не производят каких-либо мультипликативных эффектов, то есть не создают ту добавленную стоимость, за счет которой должна жить страна», - отмечает он.

Добавленную стоимость в наивысшей мере производит инновационная экономика, инкубатор для которой российские власти уже несколько лет строят под Москвой - знаменитый проект «Сколково».

Однако, как следует из совместных исследований Высшей школы экономики и Росстата, сегодня в России технологическими инновациями занимаются не более 8,9% предприятий. В советские годы этот показатель находился на уровне 50%.

По вкладу «чистых» креативных индустрий в ВВП Россия далеко отстает от европейских стран и США. Так, в Великобритании в 2008 году индустрии компьютерного софта, музыки, литературы, кино и телевидения произвели стоимости на 5,6% от ВВП, приводит данные журнал «Секрет фирмы».

В США вклад этих индустрий в экономику в 2010 году составил 6,36% ВВП, а экспорт «креативных» продуктов достиг 134 миллиардов долларов. Это сопоставимо с доходами, которые в том же году Россия получила от экспорта сырой нефти - 135 миллиардов долларов.

Дефицит: ненефтегазовый и просто
Что касается нефтегазовых доходов, которые в 2013 году составляют 50% от всех доходов российского бюджета, то, судя по проекту бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, власти планируют постепенно снижать их долю - до 43% в 2016 году.

То есть, несмотря на незначительное снижение, зависимость России от сырьевого экспорта останется очень высокой.

По данным Счетной палаты, которая вынесла свое заключение на законопроект, так называемый ненефтегазовый дефицит бюджета к 2016 году составит 8,4% ВВП (сейчас 10,3%). Нефтегазовый дефицит - это условная величина: что было бы, если бы страна вдруг лишилась доходов от продажи нефти и газа.

Впрочем, даже несмотря на наличие сырьевых доходов, федеральный бюджет все равно будет дефицитным, следует из законопроекта: в 2014 году - 0,5% ВВП (389 миллиардов рублей), в 2015 году - 1% (796 миллиардов рублей), в 2016 году - 0,6% (486 миллиардов рублей).

Покрывать недостаток средств предлагается за счет заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках, а также благодаря продолжению программы приватизации крупных предприятий.

Царство гостайны
Еще одна особенность предлагаемого бюджета - высокий процент расходных статей под грифом «секретно».

Как подсчитал эксперт института Гайдара Василий Зацепин, власти засекретили 24,8% всех расходных статей (4,06 триллиона рублей). Для сравнения в 2005-2012 годах средняя доля закрытых расходов составляла примерно 11%.

«Гостайна - это одна из главных опор нашего государства. Не будет тайны - не будет ничего святого у нас», - иронизирует Зацепин в беседе с Би-би-си.

Он удивляется, почему засекреченными оказались даже те статьи, которые не имеют прямого отношения к военной отрасли или высокотехнологичным производствам: например, покрыты завесой тайны 22,7% расходов на жилищное хозяйство (в 2012 году было 8,5%).

Подобные белые пятна в главном документе, регламентирующем доходы и расходы страны на ближайшие три года, он считает превратным толкованием закона о государственной тайне, повышающим непрозрачность закона и, как следствие, дающим простор для коррупции.

Разноголосица цифр
Наконец, главная отличительная черта этого бюджета, считают опрошенные Би-би-си аналитики, заключается даже не в секретности и не серьезном перевесе военных расходных статей.

Самое важное - это контекст, в котором этот документ готовился и будет приниматься. А он характеризуется удивительной ведомственной разноголосицей по части прогнозов.

Об этом свидетельствует и отзыв Счетной палаты на законопроект, сотрудники которой обратили внимание на то, что параметры бюджета не соответствуют тем программным документам, которые были приняты в России в последнее время.

«Динамика макроэкономических показателей, данная в прогнозе, не соответствует динамике соответствующих показателей ни в одном из сценариев, приведенных в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», - отметили в Счетной палате.

Более того, некоторые макроэкономические параметры, указанные в законопроекте, не соответствовали даже пояснительной записке, которую правительство присовокупило к документу при внесении его в Думу. 9 и 10 октября правительству пришлось специальными письмами изымать ряд страниц из законопроекта и заменять их новыми.

Развилка: замедление роста и указы Путина
Помимо этого, 30 сентября - в тот самый день, когда проект бюджета направили в нижнюю палату парламента, свой прогноз по макроэкономическим показателям опубликовал Центробанк.

И если правительство при составлении бюджета исходило из оценки роста экономики в 2014 году на 3%, то Центральный банк давал прогноз всего лишь в 2%.

«Такой разноголосицы я не припомню вообще! - восклицает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - В один день представляются два важнейших документа, и даже тут расхождение».

Он, как и другие аналитики, объясняет это серьезными противоречиями между российскими экономическими ведомствами.

«Чего вы хотите, если минэкономразвития уже дважды в этом году пересматривало проект прогноза даже на текущий год. Это не самая хорошая основа для того, чтобы сформировать проект прогноза на следующий период», - вторит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.

Корни этих ведомственных расхождений, по мнению Игоря Николаева, следует искать в том тупике, в котором оказался экономический блок правительства: с одной стороны, экономика замедляется гораздо более высокими темпами, чем прогнозировалось (прогноз роста на 2013 год - 3,7%, а на самом деле - около 1%).

С другой стороны, есть указы президента Владимира Путина, подписанные им в мае прошлого года, которые надо исполнять.

«Вот эта развилка: или мы планируем реалистично и в итоге признаем, что указы невозможно выполнить, или учитываем президентские пожелания, но тогда получается нереалистичный прогноз», - говорит эксперт.

Проблема в том, что если раньше нереалистичный прогноз роста экономики компенсировался высокими ценами на нефть, которые были значительно выше запланированных, то надеяться на такое же везение в следующий раз очень опасно, резюмирует Николаев.

Дмитрий Булин  

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
 
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

0
0
илья28.10.2013 05:07:11
через военные-секретные статьи - можно спокойно воровать, а сейчас кризис, с смьирской нефти уже мало получается, так что денюжков надо больше с бюджетов брать...
0
0
DrOnan28.10.2013 08:50:33
Всё идёт к уничтожению России. Социалка никакая, вояки с ментами за власть анус рвать будут, народ тоже будут рвать. Жирует только нерезиновая с пидербургом, ну и кадырочеча. Остальные регионы - нищета.
0
0
DrOnan28.10.2013 08:51:11
Всё идёт к уничтожению России. Социалка никакая, вояки с ментами за власть анус рвать будут, народ тоже будут рвать. Жирует только нерезиновая с бургом, ну и кадырочеча. Остальные регионы - нищета.
0
0
Гимн трудовому народу28.10.2013 10:53:23
Господи, вразуми этого бедного пу! или сделай так, чтоб вместо него пришел более разумный. Спасибо, Господи.
0
0
DrOnan28.10.2013 11:32:39
Для гимна.

Бог не поможет. Помогут пара тактических боеголовок на нерезиновую.
0
0
Подполковник в отставке28.10.2013 12:49:20
сё идёт к уничтожению России. Социалка никакая, вояки с ментами за власть [отмодерировано] рвать будут, народ тоже будут рвать. Жирует только нерезиновая с питербургом, ну и кадырочеча. Остальные регионы — нищета.

Источник: http://bk55.ru/news/article/23984
А ты что будешь " рвать" ???? От армии остались Ж А Л К И Е К Р О Х И, она уже ничего порвать не может, не надо гундеть про АРМИЮ...
0
0
Шнапс-тринке29.10.2013 10:38:30
Ворье, пришедшее в 90-х годах,
может только воровать...
Какие доходы от нефти и газа?
Что завернули миллиарды долларов,
которые вывозятся из страны?
Нет.
Эти доходы от нефти и газа - это сборы с россиян
якобы за дорогую нефть и газ.
Никаких нагрузок финансовых нефтяники и газовики не несут
как таковые, они все затраты перекладывают на россиян,
несут затраты обычные россияне,
выплачивая баснословные суммы за бензин и газ...
0
0
Шнапс-тринке29.10.2013 10:39:59
Шоумен Шойгу пришел в Минобороны!
Так что затраты пошли в триллионы!
Он и в МЧС тратил столько...
0
0
омичка01.11.2013 22:45:11
про Шойгу - в точку
0
0
фантомас02.11.2013 20:09:46
я за Путина
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru