Омские эксперты обсудили резонансную инициативу.
В России предлагают ввести самостоятельное обучение или уроки частных инструкторов для подготовки к экзаменам ГИБДД. Эта инициатива Национального автомобильного союза уже направлена премьер-министру России Михаилу Мишустину.
Авторы идеи свое предложение объясняют тем, что уровень подготовки в автошколах далек от идеала, а инструкторы не слишком заинтересованы в успехах своих учеников.
Своими взглядами на качество подготовки в автошколах Омска и предлагаемых изменениях с БК55 поделились основатель автошколы «Первая Женская» Ирина Пургина и председатель Омского областного отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» Александр Черевко.
Безопасное вождение важнее, чем успешная сдача экзамена
В частности, Ирина Пургина подчёркивает проблему в уровне подготовки:
«Большинство инструкторов и, в принципе, ученики делают акцент на том, чтобы сдать экзамен, а не на том, чтобы научиться безопасно управлять автомобилем. К сожалению, это не одно и то же. Когда ставишь целью именно безопасное вождение, инструктора учат людей ездить не только на одном участке дороги, а на разных. Они тренируют развороты, повороты и другие манёвры в разных местах, чтобы ученики не привыкали к одному маршруту, а развивали мышление и умели правильно оценивать ситуацию».
Основатель автошколы поясняет: существуют инструкторы, которые ездят только по экзаменационному маршруту. А есть те, кто вообще не ездит по нему, предпочитая тренировать подопечных на другой территории.
«Это тоже создаёт стресс для учеников, потому что человеку с небольшим опытом вождения и ориентации в городе, важно хотя бы несколько раз проехать по тому маршруту, где будет экзамен. Это помогает привыкнуть, адаптироваться. Если же ученик до экзамена ездил в других местах и на экзамен попадает впервые именно на этот маршрут, это вызывает дополнительное напряжение и затруднения», — добавляет Ирина Пургина.
К предложению о самостоятельной подготовке она относится скептически:
«Самообучение в вопросах правильной практики вождения — это довольно сложный момент. Если заниматься с квалифицированными инструкторами, в этом нет ничего плохого, но контролировать их сможет только сам обучающийся, поскольку внешнего надзора, как правило, нет».
Александр Черевко, со своей стороны, выражает сомнения в целесообразности изменений в сфере подготовки водителей.
«Я думаю, в принципе сложились уже довольно-таки устойчивые требования к автошколам по поводу обучения. И думаю, что к частному лицу, если он там допустит какие-то нарушения, меньше всего будет каких-то требований. Другое дело, что если есть какие-то замечания по автошколе, то, может, где-то там провести определенные реформы на улучшение качества и прочим вопросам. Это возможно. А по поводу частного обучения я, честно говоря, думаю, что это лишнее», — добавил глава Омского областного отделения общественной организации «Всероссийское Общество Автомобилистов».
Теория доступна онлайн, практика требует профессионального наставника
Относительно самостоятельного обучения Ирина Пургина отмечает:
«Если под самоподготовкой понимать самостоятельное изучение теории онлайн с последующим выбором инструктора по совету, который будет готовить к практике, — здесь важно понимать, кем именно окажется этот инструктор. Ученики сталкиваются с другой проблемой: как среди множества инструкторов найти того, кто действительно заинтересован в их обучении, а не просто хочет получить деньги».
Александр Черевко соглашается с тем, что изучение теории самостоятельно возможно и полезно:
«Человек, если заинтересован в качественной сдаче экзаменов, я думаю, он самостоятельно может подготовиться. Сейчас столько информации, где можно найти и правила дорожного движения, и требования новые, и изменения».
Черевко отмечает, что услуги частных инструкторов уже встречаются. Причем «без отрыва» от автошколы.
«Частный инструктор, в принципе, согласно сегодняшнему положению и насколько я знаю, может предоставлять свои услуги также и в автошколе. То есть у нас такое уже практикуется», — добавил эксперт.
Однако он подчёркивает, что для легализации деятельности частному инструктору нужно официальное разрешение.
«Человеку, чтобы обучать отдельно, нужно получить лицензию, понимать все эти вещи и оформить документы. И здесь я не вижу никакого смысла создавать отдельный путь», — заключает глава омского отделения «Всероссийского общества автомобилистов».
Качественное обучение: ответственность, мотивация и оптимальная нагрузка
Оба эксперта сходятся во мнении, что существующая система обучения вождению требует совершенствования.
Но Ирина Пургина предостерегает: чрезмерная нагрузка на учеников, да и на инструкторов, здесь недопустима:
«Важно объяснять материал не только с технической стороны, но и учитывать психологическую готовность ученика. Инструктор же должен уметь правильно распределять своё время, чтобы не брать на себя слишком большую нагрузку, например, десять человек в день. И не приходить домой полностью вымотанным. Это очень важно — уметь грамотно планировать своё расписание».
Кроме того, необходимо, чтобы инструктор был заинтересован в каждом своем ученике.
«Неважно, один у него человек в день или три. Если у него, например, пять человек, но он уже устал, важно, чтобы он понимал: дальше брать новых учеников нельзя, необходимо выделить время для отдыха и восстановления. И это всё очень индивидуально, поэтому невозможно выработать единую систему», — говорит Пургина.
Александр Черевко поддерживает идею постоянного развития:
«Совершенствование всегда требуется, потому что есть изменения в законодательстве, есть увеличение требований по Правилам дорожного движения. Всегда надо идти вперед и какие-то новые решения принимать в обучении».
Мнения экспертов сошлись в том, что в системе подготовки водителей есть серьёзные проблемы сразу по нескольким направлениям. Их необходимо устранять. Важно сделать так, чтобы автошколы работали лучше, инструктора были профессиональнее, а контроль над процессом обучения стал надёжнее.
При этом очевидно, что люди вполне могут учить правила сами и заниматься с частными преподавателями. Но самое главное — чтобы и учителя, и ученики были ответственными, заинтересованными и честными с точки зрения закона. Без этого любые изменения мало что дадут.


Фото: БК55





































































































