Университет Paris 1 Panthéon-Sobonne организовал в среду, 20 ноября, конференцию по теме «Реформа уголовного процесса в Российской Федерации и во Франции». В качестве почетного гостя был приглашен глава Следственного комитета России. Он приехал, чтобы рассказать французским студентам о ходе реформирования российской судебной системы, но оказался под перекрестным огнем неудобных вопросов.
Встреча быстро сменила направленность, и возглавляющий группу франко-российской дружбы французского парламента Патрис Желар предпочел сократить дебаты, лишь бы отклонить вопросы, которые, по его словам, не имели отношения к теме конференции. Время шло, в зале прозвучали первые оскорбления. Кто-то назвал громко по-русски Бастрыкина преступником.
Выступление Бастрыкина славно началось: он принялся рассказывать о своих наградах, благородном происхождении, хорошем французском вине, парижских женщинах, не позабыв и «бородатых» анекдотов про Сталина. Но тон изменился, как только посыпались первые вопросы по совершенно иным важным темам: нахождение под стражей 30 активистов Greenpeace, процесс над 27 антипутинскими манифестантами, практика пыток в российских тюрьмах.
Бастрыкин окончательно потерял хладнокровие, когда ему задали вопрос по поводу плагиата в его диссертации. Он пригрозил судебными разбирательствами в отношении российской организации «Диссернет», специализирующейся на охоте за фальсификациями и заимствованиями в научных работах.
Задуманная с целью улучшения имиджа России в университетских кругах, конференция закончилась полным фиаско. В Москве многие газеты, радио и информационные сайты посмеивались над неудачным выступлением «следователя номер один». «В Сорбонне Бастрыкина освистали», - сообщил «Московский комсомолец», но, «несмотря на все произошедшее, Александр Бастрыкин остался доволен мероприятием».
Мари Жего