Так, во время обыска в филиале швейцарского частного банка Julius Bär во Франкфурте-на-Майне в 2010 году правоохранители обнаружили счета на имя экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского на сумму в 17 миллионов евро. Поводом для проверки послужили сведения о нарушителях налогового законодательства среди вкладчиков банка в городе Мюнстер.
Происхождение денег Ходорковского немецким правоохранителям установить не удалось, но у них появились неприятные соображения. Изначально было возбуждено уголовное дело по подозрению в отмывании денежных средств против восьми сотрудников банка, занимавшихся счетом Ходорковского, после чего оно было передано в прокуратуру Франкфурта-на-Майне. Однако прокуратура федеральной земли Гессен, ответственная за ведение дела, отнеслась к нему скептически.
Отмывание денег - непростой состав преступления, имеющий много тонкостей. Для проведения следственных мероприятий по данному подозрению немецкий закон обязывает доказать, что ему предшествовало другое уголовно наказуемое деяние: грабеж, дача ложных показаний, измена родине - всего порядка 60 оснований. Ходорковский, как установила немецкая сторона, был осужден в России за присвоение сырой нефти, что, согласно немецким законам, подобным основанием не является.
Примерно в это же время немецкая сторона ознакомилась с докладом Совета по правам человека при президенте РФ, в котором утверждалось, что во время процесса над бывшим главой ЮКОСа было допущено немало процессуальных нарушений, приговор был судебной ошибкой и подлежал отмене, ведь олигарх при продаже нефти российских законов не нарушал. В этой связи в 2012 году дело по подозрению в отмывании денег было закрыто.
Ханс Ляйендекер