А документы, представленные жильцами, свидетельствуют о том, что их трехэтажки непригодны для проживания. Но, по мнению чиновников, они не являются легитимные. (ФОТО)
После крупного скандала с программой капремонта, куда попали дома с квартирами-призраками, представители министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, совместно с журналистами отправились в село Великорусское Калачинского района, чтобы лично осмотреть дома, которые, по мнению жильцов, являются аварийными. Но, как выяснилось, несмотря на заключение межведомственной комиссии о признании домов для жизни непригодными, аварийными они признаны так и не были из-за того, что документы не оформили как надо и не прошли все этапы регистрации сего факта.
Напомним, что дома в селе Великорусское Калачинского района включили в капремонт, потому с расселением они в ближайшие годы пролетают. Чиновники Минстроя провели поквартирный обход в разбомбленных мародерами домах по улице Новая, где в двух 3-этажных домах заселено лишь 7 квартир. Сейчас там нет канализации, воды, а стены покрыты грибком.
Сельчане с удовольствием продемонстрировали свои изобретения — биотуалет, состоящий из ведерка с самодельной окантовкой, пустые краны, которые теперь используются исключительно как вешалки для полотенец, светильники, которые повешены на стены, так как с потолка льется вода при осадках и происходит постоянное замыкание электропроводки, и самое серьезное ноу-хау - газовые буржуйки.
- Наш дом аварийный — 72% износа, и людей надо переселять, причем срочно, - говорит жительница одного из многострадальных домов Людмила Хасенова. - Я живу со старенькой матерью и мы вынуждены таскать флягами воду на третий этаж, а потом использованную выносить. Чуть холоднее на улице - и все, мы не можем натопить, все выдувает и приходится спать одетыми и под несколькими одеялами. Так жить невозможно.
Подтверждает ужасные условия проживания и другая жительница дома, бывший учитель химии Раиса Чуприк.
- Я каждый раз захожу в подъезд и боюсь, что на меня какая-нибудь конструкция рухнет. Выше 14 градусов тепла в моей квартире в холода не поднимается, - рассказала сельчанка.
Представили жильцы и документы с печатями, где черным по белому написано, что дом по ул. Новая, 1 является непригодным уже на 10 ноября 2006 года. Именно тогда межведомственная комиссия, назначенная распоряжением главы Калачинского района, изучила заявление собственников, техпаспорта, отчет о техническом обследовании несущих и ограждающих конструкций жилого дома и пришла к выводу, что в этих домах жить невозможно.
Согласно документу, подписанному сразу семью членами комиссии, среди которых не простые граждане, а местные чиновники (главный архитектор района, ведущий специалист общего отдела администрации района, мэр Калачинска, замглавы района, начальник отдела по делам мобподготовки, ГО и ЧС района, начальник ОКС администрации района), на фундаменте, как и на перегородках, имеются трещины, крыша протекает при выпадении осадков, на чердачном перекрытии и межэтажных железобетонных перекрытиях имеются трещины и смещение плит, в кровле частично отсутствует покрытие, доски на полу поражены грибком. В тех квартирах, которые граничат с нежилыми, межквартирные перегородки очень тонкие и поэтому происходит массовое промерзание стен, отсыревание и почернение. Стены заражены грибком, а индивидуальное газовое отопление не может прогреть или просушить квартиры.
Несмотря на это заключение, которое представили жильцы, и внешний осмотр квартир с общими помещениями, специалист Минстроя заявил, что 24-квартирные панельные дома №1 и №3 по ул. Новая в Великорусском сельском поселении Калачинского района отвечают требованиям, по которым они были включены в программу капремонта на ближайшие 29 лет.
- Бумаги, которые представили жильцы — копии (их по праву можно считать документами, так как эти копии заверены главой Великорусского поселения Александром Войтенко — прим. БК55). Не представлен тот пакет документов, который положен согласно постановлению правительства, то есть на основании чего дома признавались администрацией Калачинского района непригодными для проживания, - сказал начальник отдела реформирования ЖКХ регионального Минстроя Александр Захарченко. - Внешний осмотр показывает, что техническое состояние стен, перекрытия, сваи, подвалов нормальное. Полное отсутствие инженерного оборудования на здании — это всего лишь 15% физического износа. Дом находится в состоянии, которое позволяет выполнять ремонт в нем.
На глаз чиновник определил, что физический износ этих домов составляет не более 40%, и дома можно и нужно отремонтировать. Как сказал Захарченко, вопрос лишь за финансами и необходимо уладить несколько организационных моментов. Жители должны определиться, где и как они открывают счет (на счетах регионального оператора или создание ТСЖ) и начать вносить на него деньги. Только вот гость из Омска не напомнил, что на собрании жильцов решение должно приниматься не менее 51% жильцов, а их всего 10 человек в 7 квартирах из 48. Кто-то уже умер, кто-то переехал в дом на земле из-за невозможности проживания на этажах без отопления, а кто-то и вовсе уехал в другой населенный пункт или другой регион в поисках лучшей жизни.
- Учитывая такое количество людей, проживающих в этих домах, создать ТСЖ нереально. Но эти дома имеют возможность получить господдержку, - заметил представитель Минстроя.
Правда, каков ее размер, хотя бы в процентном соотношении вместе со средствами жильцов, чиновник не сказал. Александр Захарченко посоветовал жильцам призвать к ответственности других собственников, которые по тем или иным причинам здесь не проживают, а их квартиры и все ценности в них — в основном это металлические конструкции - воруются другими местными жителями и сдаются на металлолом или берутся для личных целей. Воздействовать на таких воришек практически нереально, да и охранять оставшиеся жители стройматериалы не могут, так как младшему жильцу 55 лет, а старшему 90.
Также Александр Захарченко сказал сельчанам о возможности кредитования, а в ответ на любые вопросы жильцов путал и закидывал их словами вроде: «Согласно постановлению...». В итоге обитатели этих домов с квартирами-призраками только лишний раз убедились в том, что по существу помочь им с их бедой чиновники не могут. Или не желают.
- Что он нам тут пытался доказать — неясно. Мы ничего не поняли, - недоумевает Людмила Хасенова. - Он (Александр Захарченко — прим. БК55) говорит с нами на другом языке или специально так все подает, чтобы мы не понимали, как нам поступить дальше и что делать вообще. Единственное что мы поняли — это то, что расселять нас не будут, а ремонт мы никогда не потянем. Да он тут и не нужен. Одно расстройство. Думали, что приедут и объяснят все нам, помогут, подскажут.
Как стало известно БК55, позже, после отъезда чиновников из села, Людмила Хасенова настолько расстроилась, что ей стало плохо. Человеку в возрасте не понять, почему чиновникам настолько наплевать на простых жителей и как можно работать для галочки.
Наталья Фролова
Фото: Ирина Губарева