Проведя первые сто дней в должности, первый вице-мэр Александр Поповцев инициировал создание департамента внутреннего аудита администрации города. Как будут отделять эффективных "агнцев" от неэффективных "козлищ" и почему нельзя продавать акции многострадального "Омскэлектро", заместитель мэра рассказал в интервью "БК".
– Александр Алексеевич, недавно исполнилось 100 дней с момента вашего вступления в должность первого вице-мэра. Какие ваши первые впечатления от работы?
– В целом положительные. Сейчас мы разрабатываем стратегию развития города, делая основной акцент на развитие экономики. Исторически у нас развита отрасль обрабатывающего производства, в том числе промышленное машиностроение. Предприятия ВПК, которые находятся в Омске, показывают положительную динамику. Мы понимаем, что в условиях кризиса на развитие можно рассчитывать только при наличии ресурсов, в частности при поддержке государства. На отрасль ВПК планируется выделение 23 триллионов рублей из федерального бюджета, при должном внимании к этой сфере мы можем рассчитывать на часть средств в виде налоговых платежей. Это серьезные вливания, они будут означать, что помимо самих предприятий ВПК будет развиваться малый и средний бизнес – те предприятия-спутники, которые базируются вокруг них. Будем ориентироваться на развитие нефтехимии, обрабатывающего производства (прежде всего машиностроения) и сельского хозяйства.
– С какими проблемами столкнулись при разработке стратегии?
– Для обеспечения роста экономического потенциала необходимо создать условия. Одна из проблем в балансе энергоресурсов. Для развития необходимо, чтобы с учетом тенденций роста предложения на энергоресурсы опережали спрос. Тогда и тарифы будут ниже, и перспектива роста более динамичная.
– Что вы имеете в виду?
– С учетом сложившейся в настоящее время международной ситуации интеграция с экономикой азиатских стран станет одним из ведущих направлений. А значит, Омск может быть очень привлекательным с инвестиционной точки зрения. Но инвестиционная привлекательность формируется тогда, когда инвестор видит, что ему предоставляют все условия – не только земельный участок, но и соответствующие сети. А для этого нужны региональные индикаторы на длительный период в виде схем теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения, газификации, разработанных в соответствии с требованиями нормативных документов, а также гарантированный спрос на продукцию (работы, услуги).
Из-за того, что эти схемы отсутствовали, не смогли своевременно принять участие в части федеральных программ. 26 марта прошли публичные слушания по разработанной схеме теплоснабжения города Омска, в стадии подготовки технического задания – разработка схем водоснабжения и водоотведения.
– Почему этого не было сделано до сих пор?
– Работы эти начаты ранее. Схема была. Ее нужно было привести в соответствие с действующим законодательством. Эту задачу поставили еще в 2012 году и начали работать. Шла полемика, какие исходные данные принять – 2011 (на основе которых разрабатывалась схема), 2012 или 2013 года. Принято было решение взять за основу исходные данные 2011-2012 годов, а в последующие периоды проводить корректировку.
– Получается, иногда дискуссии не дают двигаться вперед?
– Дискуссии должны быть, и надо принимать во внимание то, что говорит и предлагает общественность. Мэром дано соответствующее поручение об изменении конфигурации взаимоотношений с общественностью, но за основу должны быть взяты профессиональные знания специалистов. А потом профессионалы примут решение с учетом обсуждения и рассмотрения мнений.
– Есть мнение, что в существующей структуре администрации нет места для мнения общественников. То есть высказать его они, конечно, могут, но нет механизма, чтобы внедрить его в проект.
– Сейчас создана рабочая группа по организации рассмотрения инвестиционных предложений и проектов, в ее рамках мы предложили алгоритм прохождения и сопровождения предложений. Предусмотрены этапы рассмотрения с участием общественности, внесет свои предложения центр по развитию предпринимательства, департамент экономической политики. Затем рабочая группа представит на утверждение окончательный вариант концепции с учетом мнений общественности и экспертов.
– Получается, вы планируете расширить функционал центра по развитию предпринимательства?
– Конечно. Возможно, я несколько преждевременно эту идею высказал... Сейчас заявки подаются в департамент архитектуры, он выдает разрешение на строительство. Будет там что-то строиться, не будет – сейчас это контролируется слабо. Сегодня под строительство выделено участков более чем на 3 млн кв. м. Появляется договор аренды, а затем без объективных причин продлевается срок аренды не начатого строительства, но строительство не ведется. В результате мы проезжаем мимо площадок, закрытых заборами, это портит внешний вид города, и ни спроса, ни ответственности с арендаторов нет. Поэтому необходимо предусмотреть такую процедуру: центр поддержки предпринимательства будет сопровождать проектные предложения до финиша, до согласования в департаменте архитектуры, чтобы не сам предприниматель бегал по этим коридорам, а его сопровождающее лицо в центре.
– Существует мнение – в частности его высказывал Павел Кручинский после отставки – что многие процессы в мэрии забюрократизированы, и это одна из главных проблем в работе.
– Да, я столкнулся с ней – был слишком большой объем документов на бумажных носителях. Но система улучшается, за этот период департаменты внесли много предложений, чтобы повысить эффективность документооборота. Кроме того, необходимо внедрять систему оценки качества работы соответствующих структурных подразделений администрации города Омска и подведомственных предприятий, учреждений.
– Это пока идея или работа над проектом уже ведется?
– Уже механизм запущен. Есть поручение мэра создать подразделение внутреннего аудита. Кроме бюджетных учреждений и муниципальных предприятий оно будет проводить и проверку структурных подразделений – департаментов, администраций округов. Будут установлены критерии для всех подразделений, показатели качества их работы. Департамент аудита будет предоставлять данные проверки по ним в коллегию, которая уже и будет принимать решения о судьбе неэффективного подразделения, а может, и соответствующего руководителя. Соответственно будут разрабатываться предложения для повышения эффективности. И еще важно, что данное подразделение будет давать оценку экономической эффективности принятых решений.
– Будет ли он делать ретроспективный анализ? К департаменту имущества, к примеру, много вопросов по деятельности в прошлые годы.
– Считаю, что исключений здесь не должно быть. Это определит мэр и в части подразделений, и в части периодов, охватываемых проверками.
– К вопросу об эффективности предприятий. Не утихают споры вокруг «Омскэлектро». Депутат Юрий Федотов, например, считает, что 75% акций нужно продать. Каково ваше мнение?
– Я сторонник того, что стратегические ресурсы – энергетика, нефть и прочее – должны быть под контролем государства. Те предприятия, которые влияют на жизнеобеспечение города (региона), должны быть в ведении города или области или, возможно, в совместном ведении. Юрий Николаевич предлагал реализацию пакета акций применительно к той остаточной стоимости активов, по которой не была проведена переоценка. Это большая работа, и она, к сожалению, выполнена только на 30 процентов. Я говорю о паспортизации и регистрации имущества, их переоценке и увеличении уставного капитала.
Тем самым увеличится капитализация, а следовательно, стоимость самого предприятия, которая, по прогнозной оценке, будет составлять примерно 5-6 млрд рублей.
– А есть ли другой путь?
– Мы проходим его с «Тепловой компанией». Инвентаризация имущества, паспортизация, регистрация и переоценка. Величина уставного капитала с 400-500 миллионами по остаточной стоимости активов вырастет до 6-7 миллиардов. То есть у предприятия увеличится капитализация. Компания получит новые рычаги развития, сможет привлекать заемные ресурсы, работать с инвесторами. В дальнейшем возможно как вариант размещение акций на фондовом рынке, и тем самым те же «Омскэлектро» и «Тепловая компания» смогут привлекать инвестиции через фондовый рынок.
Реализовать сейчас акции «Омскэлектро», чтобы только погасить задолженность, не совсем рационально. При складывающейся положительной динамике финансовых результатов предприятие погасит сложившуюся задолженность в 300 миллионов за следующие полтора года.
Передача имущества предприятия в долгосрочную аренду – это, на мой взгляд, тоже не оптимальный способ. Создается риск потери имущества – предприятие сможет привлекать кредиты под его залог. А кто даст гарантию, что кредитные ресурсы будут обеспечены, а имущество не заберет банк? Реорганизация в ОАО (пример «Омскэлектро») – оптимальный вариант, да и результаты говорят сами за себя. Сравните 2013 и 2012 годы – потери и аварийные ситуации уменьшились, предприятие вышло на положительные финансовые результаты.
– Есть мнение, что городское имущество используется не совсем рационально. В частности, что, повысив арендную плату для «Водоканала» до 400 миллионов, город «продешевил», и реальная стоимость аренды – около миллиарда.
– Относительно той стоимости, которая сейчас установлена на городское имущество, сданное в аренду, нынешняя плата разумная. Другое дело, что это имущество необходимо переоценить, привести к рыночным условиям. Тогда встанет вопрос, почему 400 миллионов, а не другая сумма.
– Переоценка есть в планах?
– Есть.
– Александр Алексеевич, функции Павла Кручинского по подготовке города к 300-летию должны были перейти к вам. Сейчас говорят, что те объекты, которые больше всего пиарили в качестве «подарков городу», провалились – метро, Федоровка, гидроузел.
– Я не сомневаюсь, что гидроузел будет сдан, сейчас идет активная работа по проектированию сбросного коллектора – решение уже принято. 7 апреля состоялся оргкомитет по подготовке к 300-летию города, где обсудили эти темы. Есть серьезные проблемы текущего характера, в частности, с отсутствием финансов на капремонт жилого фонда и дорожного развития. Для меня как для жителя города всегда были важны благоустройство, чистота, комфорт, хорошие дороги, безопасность. Мы должны привыкать к хорошему. Для меня это важно, чтобы к 2016 году город был красивым, чистым, ухоженным.
– Вопрос напоследок. В газете «Коммерческие вести» вас упомянули в связи с хозяйственными спорами ваших родственников. Вы можете это прокомментировать?
– Это обычный спор между хозяйствующими субъектами, ситуация не уникальная. Были привлечены кредитные ресурсы, банк не пошел на реструктуризацию задолженности, хотя к нему обращались с такой просьбой. По всей вероятности, кому-то стал интересен бизнес. А то, что меня связали с этим спором, пусть будет на совести того, кто это сделал. Я не конфликтный человек. Но реакция последует.
Саша Александрова, Дмитрий Шейко