В последнее время в СМИ, в том числе в журнале «Бизнес-курс», снова появились статьи об ошибочности строительства Красногорского гидроузла на Иртыше. Я категорически с этим не согласен!
В свое время при проектировании основных крупных водозаборов Омска расчетные расходы воды 350-400 куб. м/сек. обеспечивали благоприятные условия для их работы по уровню и устойчивости русла.
Сегодня при таких расходах создается угроза как водозаборам, так и судоходству. Судоходство и водозаборы требуют таких условий, которые могут быть обеспечены пропуском по руслу 650-700 куб. м/сек. Обеспечить их при средней многолетней величине расхода р. Иртыш у Омска 830 куб. м/сек. НЕВОЗМОЖНО. Этого не позволит регулирующая способность Бухтарминского водохранилища и режим водопотребления Казахстана.
В последние годы на Иртыше нарушались законы развития русловых процессов путем неорганизованной разработки грунта, обеспечения судоходных глубин, хищнической добычи песка из русловой части, что привело к просадкам уровней воды в пределах Омска более чем на 1 метр.
Не менее опасными явились работы по устройству затонов и причалов. Следовательно, в сложившейся обстановке обеспечение надежной работы инженерных сооружений в русле Иртыша, особенно жизнеобеспечивающих, может дать строительство низконапорной плотины. Основная роль этой плотины – создать подпорный уровень для удержания и сохранения естественного режима реки, обеспечивающего нормальную круглогодичную работу водозаборов и судоходства. Водохранилище, если его так можно назвать, является аккумулятором для поддержания необходимых глубин.
Таким образом, строительство гидроузла обоснованно и необходимо. Критики говорят, что нужно было строить плотину выше по Иртышу (до Омска). Спрашивается, зачем тогда нужен накопитель воды за пределами города? Вопрос по гидроузлу в другом.
Проект, как говорится, наскоро, отсюда и его качество.
а) Не сделано лабораторное моделирование, которое позволило бы выбрать створ плотины наиболее оптимальным.
б) Неудовлетворительно сделаны изыскания по грунтам, фильтрации, что обнаружилось в процессе строительства.
в) Областное правительство не согласилось включить в проект мостовой переход через Иртыш, который бы значительно сократил пути из сельских районов в город.
г) Не использована возможность устройства для выработки электроэнергии для собственных нужд.
д) Неудачно выбран шлюз для прохода судов.
Но это, как говорит Каневский, совсем другая история.
Инженер-гидротехник, почетный гражданин г. Омска Юрий Глебов