Глава англо-голландского концерна Unilever Пол Полман в конце прошлой недели встретился в Москве с первым вице-премьером правительства РФ Аркадием Дворковичем и обсудил долгосрочные инвестиции в Россию.
«Мы более 20 лет присутствуем на этом рынке и уже сделали большие инвестиции в Россию. Мы будем продолжать инвестировать, чтобы быть уверенными в развитии нашего бизнеса здесь», — рассказал Полман в интервью «Рейтер».
Unilever работает в 190 странах, среди его самых известных брендов — мыло Dove, дезодорант Rexona, чай Lipton и супы Knorr.
Крупнейшие активы Unilever в России — косметическая фабрика «Калина», купленная в 2011 году, производитель мороженого «Инмарко», владеющий фабриками в Омске и Туле, производство соусов и кетчупа «Балтимор». Часть товара, производимого в РФ, особенно это относится к косметической продукции, экспортируется на Украину, в Европу и некоторые другие страны.
Глава Unilever отметил, что ситуация, сложившаяся вокруг Украины, «никому не нравится» и негативно отражается на работе компании. При этом исторически сложилось, что отвечающее за Россию подразделение холдинга у Unilever включает территории Белоруссии, а также Украины, где у холдинга нет собственных производств.
«Рубль снижается, украинская валюта снижается, это не помогает экономической ситуации, и рынки замедляются. Многие правила игры для бизнеса и регулирования в Украине сейчас должны измениться, нам все это приходится учитывать... Но мы должны работать, несмотря на это, как и во многих других местах в мире».
Полман говорит, что если раньше темп роста выручки в РФ Unilever измерялся двузначным числом, то из-за замедления экономики сейчас этот показатель стал однозначным.
«Замедление началось около года назад. Но это не серьезный спад для нас. (Например) вы растете на 12-13% или вы выросли на 9%. И не забывайте, нам теперь приходится расти с более высоких отправных позиций».
«Сейчас по-прежнему у нас хорошие, здоровые темпы роста, значительно выше рынка. У нас хороший бизнес в России, мы не жалуемся», — добавляет он.
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ РЫНКИ В ФОКУСЕ
Полман напоминает, что последние годы компания ориентируется на увеличение доли бизнеса на развивающихся рынках, одним из важнейших из которых является Россия. Около 5 лет назад доля бизнеса на развивающихся рынках у Unilever составляла 48 процентов, сейчас — около 60% процентов, а в перспективе компания надеется и дальше увеличивать ее.
«Развивающиеся рынки сейчас замедлились немного, но они остаются рынками, которые будут расти долгое время. Мы — компания, которая смотрит на долгосрочную перспективу», — объясняет он стратегию.
«Люди не понимают, что в течение 30 лет 80% мирового населения будет жить вне Европы и США. Весь мировой рост сейчас там; Европа не растет, в США нет в целом роста. У нас богатая история на развивающихся рынках, и у нас (там) очень сильный бизнес. Если мы до 2020 года не будем делать вообще ничего, просто проспим все эти годы, все равно (к этому времени) примерно 75% нашего бизнеса будет приходиться на развивающиеся рынки».
При этом Полман говорит, что компания привыкла к рискам и работе в странах с непростыми условиями.
«Четыре года назад было принято решение сделать систему поставок глобальной, раньше наши поставки были локальными, но в современном мире невозможно мыслить таким образом».
«Мы работаем в 190 странах мира, очень мало стран, где нас нет. Если идти от старейших брендов или отцов-основателей компании, то нам более 200 лет. За это время было большое количество войн, природных катаклизмов, политических потрясений. Мы сегодня видим очень много мест в мире, где люди не могут прийти к согласию, будь то Ближний Восток, Израиль с Палестиной или Сирия, Судан... Наша задача — способствовать тому, чтобы экономическое развитие в таких регионах не останавливалось».
ИНВЕСТИЦИИ В РОССИЮ
Полман отмечает, что, несмотря на приоритет компании на органический рост, они всегда смотрят «на хорошие варианты приобретений, которые укрепили бы наш бизнес в стратегически важных категориях».
«Мы всегда рассматриваем любые возможности (M&A), если это имеет смысл с точки зрения нашей стратегии. Страна большая, много предпринимателей, так что если возникнут правильные возможности, какие у нас уже (здесь) появлялись, то мы сделаем это (новые покупки)», — говорит глава Unilever про Россию.
Он отмечает, что в среднем инвестиции в Россию составляют 60 миллионов евро ежегодно без учета тех лет, в которые компания осуществляла крупные покупки.
Unilever фокусируется на глобальных брендах и время от времени расстается с активами, которые не считает стратегическими.
«Приходится пропалывать сорняки иногда, чтобы позволить расти цветам. С компаниями это нужно делать регулярно», — говорит Полман.
«Мы продали такие свои подразделения, как P.F. Chang's and Bertolli frozen food, Wishbone, Ragu, и купили такие, как «Калина» или Alberto Culver, которые относятся к нашим стратегическим глобальным активам».
Ольга Сичкарь и Мария Киселева