На минувшей неделе газета «Ваш ОРЕОЛ» сменила владельца. Теперь ее будет выпускать не ИД «ТРИЭС», а компания «СМИ 55», аффилированная с сенатором Андреем Голушко. Прокомментировать подробности и причины громкой медийной сделки мы попросили президента ИД «ТРИЭС» Сергея Сусликова.
– Cергей Сергеевич, одна из самых популярных газет города сменила владельца. Самый полный комментарий из первых уст – что стало главной причиной этого? Что стало последней каплей? Можете поделиться подробностями переговоров, деталями сделки?
– Давайте по порядку. Никакой смены собственника не было. Я просто вернул «ОРЕОЛ» его хозяину – сенатору Голушко. Это его собственность. «Цена сделки» – 10 000 рублей. Кстати, пять лет назад я получил «ОРЕОЛ» в управление за эти же 10 000. Почему вернул? Потому что устал быть партнером этого человека. Последняя капля – завод «Вита», который Голушко отдал «под нож» американцам, заработав на этом большие деньги. Именно тогда я отменил с ним личные встречи в одностороннем порядке. У нас слишком разные взгляды на жизнь, мы не соратники, скорее – противники. Какие еще подробности вас интересуют?
– Вы хотите сказать, что отдали «ОРЕОЛ» за 10 000 рублей, т.е. фактически бесплатно? Никто не поверит…
– Конечно, нет… Голушко пришлось заплатить лично мне за мою работу. Несколько лет назад я взял умирающую газету, а вернул сегодня рентабельное издание, имеющее политический вес. «ОРЕОЛ» – это три года моей жизни. Сколько это стоит? Полагаю, что в несколько раз дороже… Андрей Иванович отделался, в принципе, небольшой суммой.
– А почему небольшой? Почему вы не стали торговаться?
– Речь идет о сумме, которую я сам мог заплатить за «ОРЕОЛ», если бы Голушко вдруг отказался.
– Комментируя сделку, вы сказали, что хотя Голушко не вмешивался в информационную политику издания, вы не чувствовали себя свободным. Почему?
– Кто вам сказал, что он не вмешивался? За эти годы Голушко несколько раз пытался уничтожить не только «ОРЕОЛ», но и меня, Сусликова, как издателя. Когда-то у нас с ним была устная договоренность, 12% акций «Роспечати», которыми владел «ОРЕОЛ», Андрей Иванович отдаст газете в управление. В этом случае «ОРЕОЛ» мог иметь своего человека в совете директоров «Роспечати» и, само собой, выгодные условия продаж для газеты. Но в совет директоров попал ставленник Голушко, который требовал там наихудших условий для «ОРЕОЛА». И он добился своего – цена на газету фактически удвоилась с 12,5 до 22,5 рубля, из которых нам доставалось всего 7. Люди перестали подходить к киоскам. Такого удара, по мнению руководителя «Роспечати» Тамары Близнюк, не выдержала бы ни одна из омских газет. Как-то сенатор заметил в шутку, что лично он смог бы и «Бизнес-курс» уничтожить. Это просто… Просто надо было правильно рассчитать ЦЕНУ. В прошлом году он попытался это сделать – купил за деньги практически весь коллектив редакции «Бизнес-курса». И опять зря потратился. Именно сейчас у «Бизнес-курса» открылось второе дыхание. Сразу оговорюсь, я в принципе не обращал внимания на эту «подковерную» враждебность партнера. Причины разрыва отношений – в другом. Да, «ОРЕОЛ» был независимым от Голушко и кого бы то ни было, но лично я все эти годы жил с ощущением, что мне надо оправдываться, кому-то постоянно объяснять, что я, Сусликов, не имею отношения к аферам омского сенатора, ко всем этим «Горгазам», «Омскэлектро», «Овощеводам», исилькульской «Вите», заводу трубной изоляции и т.д. Мы были партнерами только по газете «ОРЕОЛ», но тень от темных дел Андрея Ивановича, так или иначе, падала и на меня.
– А какие чувства испытываете вы теперь, когда «ОРЕОЛ» не ваш?
– Облегчение.
– Сделку активно обсуждают в интернете. Все вопросы и предположения, которые звучат в комментариях, мы решили задать вам лично. Первое. Говорят, что вы как опытный бизнесмен не продали бы прибыльный актив и главная причина продажи «ОРЕОЛА» – его убыточность. Прокомментируете?
– Глупость, если бы «ОРЕОЛ» был убыточным, то Голушко согласно одному из пунктов нашего договора мог забрать его бесплатно. Я был фактическим хозяином «ОРЕОЛА» только потому, что газета была рентабельной.
– Второе. Комментаторов смущает этический вопрос: «Сусликов все плакал об омичах, типа борец за их права, а денежкой у носа помахали – и продался». Пишут, что теперь «ОРЕОЛ» точно утратит свою гражданскую позицию и некому будет писать о беспределе чиновников.
– Я вернул «ОРЕОЛ» Голушко исключительно по этическим соображениям. Мог, конечно, его кинуть, это легко. Надо было просто дать «ОРЕОЛУ» другое название и объявить об этом читателям. Увы, я на такие вещи не гожусь. Я провел «ОРЕОЛ» через тяжелейшие для бумажной прессы годы, сейчас он в хорошей форме, у него десятки тысяч читателей. Но теперь нести ответственность за «ОРЕОЛ» будет Голушко – человек, занимающийся политикой и бизнесом одновременно.
– Третье, скорее, из области ехидства. Комментаторы вспоминают крепостное право – мол, продал газету вместе с журналистами, как так можно?
– Повторюсь, газету я не продавал, я ее вернул прежнему хозяину. Ну а журналисты – люди свободные. Некоторые из них, возможно, испытали радость – им больше заплатят, другие, Сергей Шкаев к примеру, работать на Голушко отказались. «ОРЕОЛ» не галера, там никто из сотрудников цепью не прикован… Каждый сделал свой выбор.
Беседовали Ольга Тапехина, Саша Александрова