300-летие Омска неумолимо приближается. И так же неумолимо становится ясно, что список объектов, который должен был появиться в Омске к празднику, согласно распоряжению правительства РФ 2040-р от 29.12.2008, был составлен и принят ошибочно. А разворота в единственно нужную и возможную сторону или не смогли, или не захотели сделать.
Стройка провалена
Из трех знаковых объектов – метро, аэропорт «Омск-Федоровка» и гидроузел – к 2016 году минимальный шанс родиться был только у гидроузла, поскольку из 8,5 млрд рублей, предусмотренных на его строительство, 5,6 млрд шло из федерального бюджета. В 2014 году плотина должна была быть завершена, однако ничего из этого не вышло, и выйдет ли теперь – очень большой вопрос. Достраивать ее в прежнем виде, похоже, уже никто не собирается, подрядчик – предбанкрот, да и денег нет.
Гидроузел
Метрополитен в принципе не мог быть достроен к 300-летию изначально, так как при огромной стоимости проекта в 30,5 млрд рублей 24,5 млрд требовалось заплатить из областного бюджета. В 2008 году уже все знали, что «Сибнефти» у нас нет и что взять эти деньги неоткуда. В условиях снятия метрополитена с федерального финансирования после 2016 г. у Омской области как у заказчика остался один вариант – радикально менять проект метро на подземно-наземный трамвай (ЛРТ), идя по пути максимального удешевления стоимости, при условии, что будет возможность влезть в соответствующую Федеральную целевую программу (ФЦП). Иначе придется идти по красноярскому пути и засыпать тоннели. А пока никому не нужный советский проект привлекает только диггеров.
Метрополитен
Аэропорт «Федоровка» был обречен изначально. На него не было предусмотрено ни копейки федерального финансирования, кроме того, стоимость сооружения аэропорта в указе Президента РФ была сильно занижена.
«Омская крепость» – бюрократическая недвижимость
По ходу дела возникло еще несколько крупных проектов, закончить которые предполагалось к 300-летию и ранее: «Омская крепость», велотрек, городская электричка и реконструкция Привокзальной площади. Первый проект должен был заполнить полностью исчезнувшую историческую составляющую предстоящего праздника. К проекту подключилась общественность, был проведен непрофессиональный, а затем и профессиональный конкурс проектов, была сделана презентация на заседании коллегии Минкульта России, было получено принципиальное добро на финансирование в сумме 2 млрд рублей, еще около 700 млн собиралась подбросить Омская область.
Выяснилось, однако, что под шумок вместо проекта Каримова, победителя конкурса, за который авторский коллектив под руководством академика архитектуры получил денежную премию, был презентован старый проект «Омскгражданпроекта». В нем предполагалось потратить 1 млрд не на крепость, а на дорогу вдоль реки, которая бы вела из никуда в никуда, требовала бы огромного гидронамыва и нарушала бы исторический ландшафт. Его презентацию объяснили якобы тем, что он более детально проработан, чем проект группы Каримова. На самом деле, конечно, расчет был получить финансирование на строительство этой дороги.
15 марта 2014 года сообщили, что мэр и губернатор отказались от дороги, а чтобы получить федеральные деньги, нужно как можно скорее разработать проектно-сметную документацию, техзадание на проектирование и исходно-разрешительную документацию. Для этого решили сформировать рабочую группу в мэрии, которая выполнит работу максимум до середины мая. На дворе – середина августа, однако нет не то что исходной документации, более того, даже заказчик разработки этих документов не определен.
У меня возникло стойкое ощущение, что интерес к крепости и федеральным миллиардам оказался потерян после того, как стало известно, что никакой автодороги вдоль крепости не будет, в чем, конечно же, более всего были заинтересованы строители и проектировщики. Еще бы – миллиард рублей на халяву. Однако халява не прошла, после чего вся работа встала.
Велотрек уже построен – не без скандала, когда на излете правления Леонида Полежаева конкурс на строительство выиграла компания «Жилстрой», после чего выяснилось, что она не собиралась строить «чашу». Параллельно должен был быть снесен ДК «Металлист». Контракт был расторгнут, новый победитель запросил цену на 350 млн больше, а строил в итоге тот же самый «Жилстрой». Злые языки говорят, что в проекте экономили на всем. В итоге есть мнение, что при существующей там системе вентиляции уникальное деревянное покрытие велотрека скоро придет в негодность. Но пока это лишь слухи, а велотрек действительно радует нас как своим видом, так и проведенным благоустройством вокруг.
Городская электричка умерла, не успев родиться. Мэр, губернатор и журналисты прокатились на электромотрисе, одобрив идею. Также была создана рабочая группа. РЖД соорудили первые платформы, после чего выяснилось, что компенсировать ОАО «Омск-пригород» разницу между ценой перевозки и тарифом никто не собирается, денег на это не было ни у области, которая вообще не понимала, почему она должна оплачивать перевозки в Омске, ни тем более у мэрии. А брошенные и забытые всеми платформы стоят около путей и напоминают нам о несостоявшемся и, в принципе, интересном проекте.
Платформы и пути городской электрички
Реконструкция Привокзальной площади – это очень давний проект, привязанный когда-то к реконструкции здания вокзала. Проект предполагал снос зданий по ул. Лобкова, 1 и 3, вынос общественного транспорта с площади, строительство подземного торгового центра, совмещенного с входами в будущее метро. Сегодня уже ясно, что Лобкова, 3 не снести, метро не будет, отдалять общественный транспорт от вокзала глупо, как глупо и делать сплошную автопарковку на этом огромном пространстве. Туда бы хорошо привести трамвай под будущий проект ЛРТ, но, боюсь, никто этого делать не собирается. Дай бог, что хотя бы железнодорожные ворота нашего города к 300-летию успеют сделать и сделать хорошо на благо не отдельной кучке людей, а всем омичам.
Проект реконструкции Привокзальной площади